Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Видео > Быть благодарным Богу. Проповедь в неделю 28 по Пятидесятнице (+видео)

Видео

Быть благодарным Богу. Проповедь в неделю 28 по Пятидесятнице (+видео)


«Иисус Наставник! Помилуй нас!», — просит Спасителя группа больных проказой, которые, как сказано в Евангелии, «остановились вдали». «Пойдите, покажитесь священникам», — указывает им путь к исцелению Христос. «И когда они шли, — свидетельствует евангелист Лука, — очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17, 11-19).

Митрополит Александр (Драбинко)

Слово «проказа» до сих пор вызывает у нас самые неприятные ассоциации. «Люди шарахаются от него, как от прокаженного», — говорим мы, когда нужно описать положение человека, с которым никто не хочет общаться. А в древности больной проказой воспринимался будто «живой мертвец». Под словом «проказа» в то время подразумевался ряд различных кожных заболеваний. Однако все «прокаженные» считались ритуально нечистыми. В этом пугающем недуге усматривали Божие наказание за тяжкий грех. Больные навсегда изгонялись из общества и были вынуждены жить за пределами поселений, собирая подаяние.

Евангелие говорит о прокаженных, что они «остановились вдали» Христа. Но, зная предписания Закона, мы можем более точно определить расстояние между Спасителем и группой прокаженных: не ближе семи метров. «Иисус Наставник! Помилуй нас!» Это даже не просьба в привычном нам смысле этого слова. Это вопль отчаяния и горя. «Остановившись вдали», прокаженные не могут вести со Спасителем доверительной беседы. Они могут лишь выкрикивать отдельные слова — вопить о своей боли…

Болезнь, словно стена, ограждала прокаженного от остального общества. Но для милосердия Христова не существует преград. «Пойдите, покажитесь священникам», — повелевает Христос. Но Божие милосердие настигает прокаженных еще на пути к храму… Десница Божия коснулась десятерых. Но к ногам Христа возвращается только один из них. И этот единственный по иронии судьбы оказался самарянином. То есть, в глазах благочестивых иудеев того времени, — «отщепенцем», «чужаком», «раскольником»…

Где же девять? — с грустной иронией спрашивает Христос. Почему вернулся с благодарностью только этот иноплеменник?.. Слова Христа здесь призывают нас к благодарности. Призывают не воспринимать деяния Божией любви как должное, но учиться благодарить, учиться припадать к ногам Распятой Божественной Любви…

Вспомним об отрывке из Послания апостола Павла к Колоссянам, который читался сегодня перед Евангелием. «Братия, — пишет апостол, — благодарите Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякого творения; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1, 12-18).

Как же изящно здесь соединены апостолом несколько тем. «Благодарите Бога и Отца», — вначале призывает Павел. А после раскрывает, за что именно мы должны быть благодарны Богу. Сперва апостол описывает Христа как Спасителя и Искупителя человеческого рода. А затем, развивая мысль, он пишет о Христе как о Божественном Логосе, Которым был создан мир.

Им все создано. Он существовал прежде всего. Все Им стоит… Таинственная космология апостола Павла здесь призывает нас к благодарности. Благодарите Бога и Отца за Его Сына, Которым Он вас спас от власти тьмы, — обращается к нам апостол. И продолжает: благодарите Отца и за то, что Он — Своим Божественным Словом — создал все видимое и невидимое. Благодарите Его за бытие и благобытие этого мира. Благодарите Его за то, что свет жизни вытеснил из этого мира мрак смерти, за то, что Божественное Слово стало первенцем из мертвых…

Знакомое нам слово Евхаристия переводится с греческого как «благодарение», «благодарность», «признательность». Девять из десяти исцеленных поспешили вернуться в общество, из которого ранее были изгнаны вследствие своей болезни. И только один из них — самарянин — оказался человеком благодарения, человеком Евхаристии. «И пал ниц к ногам Его, благодаря Его». Дословно это можно было бы перевести так: «упал на лицо свое у ног Иисуса…» Девять израильтян не опознали в Иисусе Мессию. А вернувшийся самарянин, чужак — воздал Богочеловеку Иисусу почести, которые полагались лишь царю и Богу…

«Мы так мало чувствуем в себе благодарности, — точно подметил когда-то Митрополит Антоний (Блум)… — Нам нужно очень много, чтобы у нас сердце дрогнуло, чтобы навернулись слезы на глаза, чтобы трепет пришел в нашу душу, и чтобы мы сказали: Господи! Спасибо!…»

Этот рассказ показывает, что богопознание, проникновение в тайны Божиего домостроительства — открыты лишь очам благодарного. Христос разрушил стену отчуждения, которую воздвигла в жизни этого человека его болезнь. И благодарность к Тому, кто его исцелил, позволила самарянину проникнуть в тайну, которая оказалась недоступной чадам Авраама или иудеям. Позволила провидеть в «проповеднике из Галилеи» — Мессию и Богочеловека.

Мы разучились благодарить. Мы воспринимаем жизнь как свою собственность. И не изумляемся величию своего призвания. Но иначе воспринимали жизнь святые. «Они поняли, — замечает владыка Антоний, — что никто им ничем не обязан, — ни Бог, ни человек, что никаких прав ни у кого нет на любовь или на заботу, даже на справедливость, потому что справедливость проистекает от любви, а не строится от земли». И далее владыка призывает нас пересмотреть свою жизнь, постараться увидеть ее по-новому, так, как ее видят святые… «Мы дышим, мы ходим, мы видим, мы слышим, мы окружены миром, полным красоты, мы окружены людьми, у нас есть судьба, у наших близких есть к нам отношение. И все это — нам подарок; никакого права мы на это не имеем, все это — чудо братства и любви… Как мир был бы богат благодарными слезами, трепетной ответной любовью, сколько было бы счастья в человеческих душах, если бы мы только это поняли!»

Будем же благодарны Господу за все его благодеяния, которыми Он изобильно наделил человеческий род. Благодарим Его за наше бытие и спасение. Благодарим Бога за безумие любви, которая открылась нам в Распятом ради нас Сыне Небесного Отца. Благодарим Бога за красоту, которой Он почтил наш мир. Благодарим Его и за тех людей, которых Он посылает нам на жизненном поприще.

Господи Иисусе Христе! Ощущая Твое таинственное Присутствие в нашей жизни, мы чувствуем, что не можем приблизиться к Тебе, ибо грех покрыл нас, словно проказа. Услыши нас и помилуй нас! Исцели наши немощи, прости наши прегрешения. Очисти наше сердце и вложи в наши уста слово благодарения.

Христос посреди нас! И есть, и будет!

Дата публикации: 22.12.2014