Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Мысли > Московского Патриархата на Майдане не было

Мысли

Московского Патриархата на Майдане не было


На Майдане была Украинская Православная Церковь.

Во время презентации книги «Майдан и Церковь» в институте св. Фомы Аквинского, предоставляя мне слово для выступления, римо-католический священник о.Петр Балог засвидетельствовал, что больше всего среди людей, собиравшихся на Майдане Независимости, было верных Московского Патриархата. И этим спровоцировал озвучить публично, в понятном контексте, мысль, которая постоянно стремилась воплотиться в пост Facebook, но без пояснений озвучивать ее на хотелось. А еще накануне презентации книги поступило предложение создать блог на ТСН, что, со своей стороны, подтолкнуло к артикуляции мысли. Так вот…

Московского Патриархата на Майдане не было. На Майдане была Украинская Православная Церковь. Потому что именно УПЦ является Церковью народа Украины, а Московский Патриархат, к сожалению, остается Церковью Советского Союза.

Сегодня против Украины воюет именно Советский Союз. «Совок» пытается возродиться не только на просторах Российской Федерации, «совкового» много и в нашей украинской державе, и в нашей украинской церкви. «Совкового», если присмотреться, много и в каждом из нас, «рожденных в СССР».

Важную мысль подсказала мне жена, когда в разговоре с представителями старшего поколения спросила: «А почему вы говорите, что родились в СССР? Я родилась не в СССР. Я родилась в УССР, Украина всегда была моей Родиной, а Киев — столицей моей земли. Мне никогда не были понятны слова песни «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз».

Мы сознательно голосовали за независимость Украины на референдуме 1 декабря 1991 года и являемся сознательными гражданами своей страны. Мы не хоитим возвращаться назад в СССР.

Тогда же я подумал о том же самом в церковном измерении. Как христианин и как священник, я родился в Украинской Православной Церкви во времена независимой Украины. В отличие от духовенства старшего поколения, меня ничто не связывало ни с Московской Патриархией, ни с Московскими духовными школами, ни с Троице-Сергиевой Лаврой. Более того, юридически Московского Патриархата в Украине не существует, а есть зарегистрированная в украинском государстве правопреемница древней Киевской Митрополии «Украинская Православная Церковь». Епископат, духовенство и верные УПЦ являются гражданами Украины и членами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Проблемы возникают там, где люди, получив паспорт гражданина Украины, продолжают ощущать себя частью искусственного «советского народа», или когда священник вместо Христа начинает проповедовать Кесаря.

Мы росли под руководством Блаженнейшего Митрополита Владимира, идентифицировали себя и ощущали именно Украинской Православной Церковью — Церковью народа Украины без разделения верующих по политическим, региональным, языковым, социальным и прочим признакам. Мы поминали Патриарха за богослужением согласно канонов как свидетельство того, что принадлежим ко Вселенскому Православию, точно так же, как католики и греко-католики Украины поминают Папу Римского и являются частью наибольшей в мире христианской конфессии — Римо-Католической Церкви.

Точно так же с пониманием мы относились ко всем церквам киевской традиции. Даже были готовы причислять к ним Русскую Православную Церковь в целом, потому что Патриарх Московский является преемником Киевского Митрополита, переехавшего на Восток, так же как Верховный архиепископ Греко-Католической Церкви является преемником Киевского Митрополита, принявшего унию с Римом и переехавшего на Запад. Мы лишь хотели, чтобы наши западные и, особенно, восточные братья не забывали, что в Киеве есть свой Православный Митрополит, вокруг которого должны объединяться православные Украины.

Но вместо этого мы получили заигрывания с «политическим православием», несмотря на то, что оно было осуждено Собором епископов УПЦ 2007 года. Как результат, «политическое православие» превратилось в «русскую православную армию», которая убивает и калечит людей на Востоке. Но, к сожалению, мы не услышали ни одного слова осуждения этого явления из уст руководства Русской Православной Церкви. Напротив, видим попытки подлить масло в огонь и без того непростых межконфессиональных отношений. Почему? Может, потому что в Московской Патриархии и в Кремле распад Советского Союза считают катастрофой и трагедией?

Отдельно на «совковость» и политправославность можно проанализировать и Киевский Патриархат и его руководителя, однако оставим это дело верующим этой конфессии, а сами продолжим заниматься собственным «бревном в глазу».

Так почему же большинство людей на Майдане идентифицировали себя как верные нашей Церкви, а среди духовенства Майдана наши священники были в меньшинстве?

Может быть, потому, что большинство нашего духовенства пришло в церковь еще в советские времена. И в том «совковом церковном гетто» им было спокойно. А большинство верующих были крещены и начали воцерковляться уже во времена независимости Украины. И они требуют от Церкви быть нравственным авторитетом не только в стенах храмов.

И последнее. Мы, духовенство и верующие Украинской Православной Церкви, являемся и будем патриотами нашей Церкви и нашей страны. Мы любим и будем защищать свою, хотя и немного «совковую», Церковь, как любим своих, иногда ностальгирующих по временам советской молодости, родителей и свое Отечество.

И пусть нам в этом помогает Господь наш Иисус Христос, Его Пречистая Матерь и все наши святые вместе с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, который, верим, молится у Престола Божьего за Украину и Украинскую Православную Церковь.

Перевод на русский язык — Киевская Русь

Оргинал на украинском — Блог на ТСН

Дата публикации: 27.10.2014