Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Мысли > Каким будет наш ответ войне?

Мысли

Каким будет наш ответ войне?


В Украину пришла война. Пока охвачены лишь несколько городов и поселков, но войну ощущает вся страна. По всей Украине везут убитых и тяжело раненых. Мы копаем окопы вокруг своего города. Готовимся защищать его, потому что видим, что сделала война в когда-то благополучных городах. Нами овладевает страх, отчаяние, ненависть к врагу, который посягает на наши дома, на наши жизни.

Все эти чувства не новы. В истории Ветхого Завета народ Божий тоже сильно страдал от окружающих его государств. Ассирийская империя уничтожила Северное царство Израиля. Следующая, Вавилонская империя, лишила иудеев Иерусалима и всех его святынь. Лишила даже дома, депортировав народ Божий в чужую землю. Израиль хорошо понимал все зло, которое несли ненасытные империи, силой подминая под себя окружающие народы и строя на них свое могущество. Именно это зло поставил Бог в вину ниневитянам, жителям столицы Ассирийской империи (Наум. 3:1-3).

В то же время иудеи хорошо понимали, что если бы они жили по Закону Божьему, никакой самый коварный и сильный враг не смог бы посягнуть на их народ. Израиль истолковал все бесконечные бедствия, которые обрушились на него, прежде всего как следствие своих грехов, своего отступления от Закона Божьего. «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59:2), — объясняет Бог через пророка Исаию. «Мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши…» (Дан. 3:37), — говорит Даниил Богу от имени народа. Евреи очень хорошо понимали, что империи, нападавшие на Святую землю, идущие беззаконной войной и, в конце концов, ограбившие и сравнявшие с землей святыни Иерусалима — это зло. Но они также понимали, что это зло они впустили в свою жизнь сами — тем, что отступили от исполнения заповедей Божиих. Так понимает бедствия народ, который знает Бога. Причина наших бедствий — наши грехи. Бог не наказывает нас за них. Он дает нам пережить последствия нашего выбора. Мы думаем, что Бог оставил нас в этой войне наедине с врагом? Но ведь мы сами оставили Его уже давно и как-то обходились. Теперь заметили…

Мы будем защищать Украину, будем помогать военным, приютим беженцев, соберем деньги раненым, но кроме всего этого нам нужно покаяние и сокрушение в тех грехах, которые отдалили нас от Бога. В чем же нам каяться?

Мы с вами, каждый по отдельности и целый народ, живем не по-христиански. Мы ненавидим, завидуем, желаем чужого и крадем, не прощаем должников и обидчиков, боимся сказать правду и даже думать о ней. Все это перечислял когда-то Исаия: «Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова. И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению» (Ис. 59:13-15).

Но ведь большинство наших соотечественников не знает закона Божьего, не интересуется им, они — неверующие. Они не преступали Закона, потому что не брали обязательств следовать ему. Как мы можем обвинять их в том, что они не живут по Закону?

Так можно было бы спросить, если бы не одно обстоятельство. Практически все неверующие люди в нашей стране крещены. Как бы они ни смотрели на свое крещение, как бы ни относились к крещению своих маленьких детей, для Бога это крещение означает только одно: «не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1Пет. 3:21), вступление на путь исполнения заповедей. Большинство крещеных не хотят слышать ни о Законе Божьем, ни о заповедях, ни о Евангелии, ни о богослужении и церковных таинствах. А мы, вместо того, чтобы научить их, боимся перечить, чтобы не потерять доход, чтобы не нажить себе неприятностей от церковного начальства, да просто привыкли крестить, ничего не спрашивая. Мы, крестящие, виновны вместе с крещаемыми в этих мнимых крещениях, в этих обетах без обещаний.

В нашей стране практически все взяли на себя обязательство жить по заповедям Божиим. Но почти никто об этом не знает. Потому и не живет. А в церкви его не научили, потому что боялись огорчить. Стоит ли удивляться тому, что сейчас с нами происходит?

Но есть еще более важная вещь. Как-то фарисеи обвинили Иисуса в том, что он изгоняет бесов силой бесовской. Господь ответил словами, которые чаще стараются понять и истолковать, вырвав из контекста. «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:32). Что это означает? Ищут ответ в толкованиях, в рассуждениях о том, чем может отличаться хула на Сына, и хула на Духа, а понимания не находят. А ведь эти слова — только ответ фарисеям. Они видели Иисуса, говорили с Ним, видели Его любовь, исцеления, чудеса. Видели, что в Его делах Дух Божий, это было очевидно. Но Господь настолько не нравился им, так пугали их Его слова, что они, чтобы оправдать себя, Дух Божий назвали силой бесовской. Это и есть хула на Духа Святого, которая не простится никогда.

Если кому-то из иудеев, видевших Иисуса, не понравился Его вид или Его слова, в силу непонимания, искаженного восприятия или других причин, это ничего, потом разберется и сделает выбор. Если же человек не воспринимает добрые дела, правду, любовь во Христе, называет их действием бесовским, такой человек враждует с Духом Божиим. Перепутать Добро со злом, стать на сторону зла — это и есть хула на Духа.
Вспомните, как начинались события в Украине меньше года назад. Мы все видели своими глазами «беркутовцев», по-садистски, преувеличенно жестоко избивающих безоружных и не сопротивляющихся студентов. Одни возмущены этим, другие же превозносят садистов как «героев», которые защитили нас от «распоясавшихся бунтовщиков» и сохранили порядок. Мы видели честных, смелых, интеллигентных людей, которые не побоялись мирно, но настойчиво высказать свое мнение о жизни в стране и, по праву, потребовать перемен. Про них же говорят, что это проплаченные наркоманы. Мы видим опустившихся люмпенов или подневольных работников предприятий, которых, кого за деньги, кого по принуждению, свозили на митинги антимайдана, а про них говорят, что это трудящиеся свободно протестуют против безумных «майданутых». Видим нанятых спортсменов или уголовников, избивающих до полусмерти мирных митингующих. Видим пытки и убийства, выброшенные в лесу изуродованные тела, в конце концов, массовый расстрел мирных и интеллигентных людей, которых умело спровоцировали на отчаянное сопротивление. Потом про это говорят, что «они сами же и стреляли». Если человек способен добро называть злом, а зло — добром, это грех, равного которому нет. Это хула на Духа Божьего.

Война в Украину пришла извне, соседняя страна заболела империализмом. Эта война и эта болезнь — несомненное зло. В такое время, каждый найдет свой подвиг, кто-то идет воевать, чтобы защитить свою страну, кто-то жертвует деньги, вещи, еду, отвозит их воюющим, кто-то роет окопы, организует партизанские отряды, готовясь защищать свои города. Но всех нас должно объединить одно понимание. Бог будет с нами всегда, когда мы захотим быть с Ним. Не уныние, не отчаяние и страх, не ненависть, а покаяние в грехах и возвращение к Богу — вот христианский ответ всем несчастьям, которые пришли в нашу жизнь.

Протоиерей Игорь Савва — клирик Запорожской епархии УПЦ

Дата публикации: 16.09.2014