Новая эпоха в УПЦ. Несколько мыслей после избрания митрополита Онуфрия

Украинская Православная Церковь вступила в новую эпоху. На Соборе епископов 13 августа Предстоятелем был избран митрополит Онуфрий (Березовский), 17 августа новый Предстоятель занял Киевский престол. Выборы состоялись в очень непростое время для Церкви в Украине: военные действия на востоке страны, грязная кампания против некоторых епископов в СМИ, политические заявления со стороны Москвы… Все это внесло смущение и сумятицу в умы многих людей, не только околоцерковных, но и частично прихожан.

Каким бы ни был новый Митрополит Киевский и всея Украины, его вольно или невольно будут сравнивать с Блаженнейшим Владимиром (Сабоданом). Митрополит Владимир действительно был любим и уважаем большинством украинцев, не только среди верующих УПЦ, но и других конфессий и юрисдикций и просто в светском обществе. К новому предстоятелю в обществе отношение пока настороженное: все ожидают, как поведет себя Митрополит Онуфрий на первосвятительском посту. В то же время в некоторых СМИ перед выборами, да уже и после, сгущались краски настолько, что митр. Онуфрий представлялся полностью пророссийским деятелем.

Однако лично я вздохнул с облегчением, когда узнал новость об избрании митрополита Онуфрия. Что же меня обрадовало? Попробую пояснить.

1) Митрополит Онуфрий — не политик и не олигарх. Чего греха таить, церковь состоит из людей не без греха, и среди духовенства, в том числе епископата, люди не свободны от некоторых искушений и пристрастий. Как сказал один публицист после Собора, выборы показали, что партия «монахов» победила партию «бизнеса». Слово «партия» — конечно, условное. Речь идет о группах людей с определенными жизненными установками. И то, что митрополит Онуфрий не принадлежит к числу «олигархов» от Церкви, дает повод думать, что в своем управлении он будет руководствоваться прежде всего принципами веры, заповедями, а не «корпоративной этикой» или интересами какой-либо определенной группы.

2) Епископы на соборе принимали решение свободно, а не под нажимом извне. За митрополита Онуфрия не проводилось никакой открытой «агитации». По крайней мере, нам об этом ничего не известно. В медиа активно продвигали идею, что один из кандитатов в Предстоятели — митрополит Симеон — пользуется поддержкой Президента и украинской власти. Однако результат голосования на соборе говорит о том, что если такая поддержка и была, то епископы предпочли действовать независимо от нее. И это хорошо. Связка церковь-государство отжила свой век. Сегодня Церкви необходимо прежде всего ориентироваться на диалог с обществом, которому она призвана проповедовать Христа, а не на государственный аппарат.

3) Определенность лучше неопределенности. Порой перед выборами звучала мысль, что необходимо отложить выборы до тех времен, когда в стране наступит мир. Однако если бы выборы не произошли, мы стали бы свидетелями еще более мрачных сюжетов на телеканале 1+1 и статей в разных изданиях. Церковную лодку продолжали бы раскачивать, и пользы это ни обществу, ни Церкви не принесло бы.

4) Митр. Онуфрий говорит то, что думает. Судя по всему, это человек не двуличный и не лукавый. Казалось бы, все христиане должны быть такими, но вот, мы данное качество в епископе ценим как достоинство. Нашумевшие несколько лет назад слова владыки о Голодоморе как о трагедии, вызванной отступлением народа от веры, высказанные в форме «катюзі по заслузі», как раз и свидетельствуют о прямоте иерарха. Трактовать это можно по-разному, но мне кажется, что неправы те, кто на основании данной фразы приписывает владыке совершенно антиукраинскую позицию. Во всяком случае, когда человек не юлит, а прямо высказывает свою мысль — это хорошо. По крайней мере, мы знаем о его позиции, а не догадываемся.

5) Новый Предстоятель не замечен в щегольстве предметами роскоши. Это важно сегодня для общества. Будучи митрополитом Черновицким, владыка имел роскошного автопарка, не замечены у него и дорогие часы. В то время, как некоторые украинские архиереи ездят на «Мерседесах», «Лексусах» или даже на «Майбахе», митрополит Онуфрий использует микроватобус Volkswagen Multivan — не седан представительского класса и не джип.

6) Церковь — не КПСС, и никто не обязывает разделять геополитические или политические предпочтения предстоятеля. Да, митрополит Онуфрий уже высказывался не в пользу европейского выбора. Но это не значит, что все духовенство и верующие УПЦ теперь обязаны разделять его позицию. Вопрос геополитики — не вопрос вероучения и не вопрос нравственности (хотя часто именно с нравственностью, а точнее, с ее якобы отсутствием, пытаются связать антизападные настроения). Каждый пастырь может иметь свою гражданскую и политическую позицию, только не нужно высказывать ее с церковного амвона и привносить в церковную проповедь. Так называемое «политическое православие» в УПЦ давно осуждено, и нет оснований думать, что отношение в УПЦ к этому может измениться.

7) Трон Киевских митрополитов имеет удивительное свойство влиять на мышление того, кто его занимает. Когда-то и митрополит Филарет (Денисенко) не был сторонником автокефалии. И митрополит Владимир (Сабодан), став Блаженнейшим, постепенно двигался в сторону все большей проукраинской позиции. Поэтому и митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий будет отличаться от митрополита Онуфрия Черновицкого и Буковинского.

8) Митр. Онуфрий вільно володіє українською — это очень важно особенно в нынешней ситуации. Как владеет свободно и английским.

9) Сторонник мирного урегулирования споров. Черновицкая епархия, которую многие годы возглавлял митр. Онуфрий — регион многонациональный и поликонфессиональный. В 1990-х годах, когда во многих областях Украины вспыхивали острые конфликты по вопросу перехода храмов и передела церковной собственнности, Черновицкая епархия избежала громких скандалов.

Есть, конечно, и некоторые пожелания. Митрополит Онуфрий получил в управление УПЦ, раздираемую внутренними противоречиями. Ему придется действительно очень трудно. УПЦ — «единство непохожих»… Где «верхи» не умеют жить иначе, чем по-старому, а «низы» по-старому уже не хотят. Речь идет не о догматах веры, понятное дело, но об отношении к людям, к обществу, к жизни. Хотелось бы, чтоб новый Предстоятель лучше ориентировался в системе координат информационного общества, а не закрывался от него. Последние месяцы в ситуации острого противостояния на востоке Украины и вооруженного конфликта мы не слышали почти никаких слов от официальных лиц УПЦ, прежде всего Местоблюстителя, каковым был митр. Онуфрий. Доносилась такая позиция: «сейчас время молиться, а не говорить». Да, молиться нужно, и это первейшее дело церкви и ее служителей. Но церковь призвана еще и свидетельствовать о правде, а для этого нужно называть вещи своими именами и давать оценку тому, что в обществе происходит. Чтоб было более понятно, приведу пространную цитату из одной беседы митрополита Антония Сурожского:

«…Церковь не может быть принадлежностью какой бы то ни было партии, но она вместе с тем не беспартийна и не надпартийна. Она должна быть голосом совести, просвещенной Божиим светом. В идеальном государстве Церковь должна быть в состоянии говорить любой партии, любому направлению: это – достойно человека и Бога, а это – не достойно человека и Бога. Конечно, это можно делать из двух положений: или из положения силы, или из положения предельной беспомощности. И вот мне кажется, я в этом глубоко убежден, что Церковь никогда не должна говорить из положения силы. Она не должна быть одной из сил, действующих в том или другом государстве, она должна быть, если хотите, так же бессильна, как Бог, Который не насилует, Который только призывает и раскрывает красоту и истину вещей, Который не навязывает их, и как наша совесть, которая нам подсказывает правду, но которая нас оставляет свободными прислушиваться к истине и красоте или от них отказаться. Мне кажется, что Церковь должна быть именно такой; если Церковь занимает положение одной из организаций, которая имеет власть, которая имеет возможность принудить или направить события, то всегда остается риск, что она будет желать властвовать, а как только Церковь начинает властвовать, она теряет самое глубинное существо – любовь Божию, понимание тех, кого она должна спасать, а не ломать и перестраивать…»

Хотелось бы, чтоб Предстоятель умел вести диалог с обществом на понятном ему (обществу) языке, так чтобы словом и жизнью свидетельствовать о Христе и давать оценку событиям и явлениям жизни с позиций евангельской правды. И чтоб общество не просто узнавало позицию Церкви, но и могло понять, почему она такая.

Несколько дней назад в конференции издания «Обозреватель» пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ протоиерей Георгий Коваленко высказал позицию, которая была воспринята как сенсация: оказывается, УПЦ не признает аннексию Крыма и выступает за возвращение полуострова в состав Украины, а конфликт на Донбассе считает не межконфессиональным (как попытался это представить патриарх Кирилл в «исчезающем» письме), а политическим и межгосударственным. Проблема в том, что это мнение прозвучало так поздно. А до этого УПЦ выражала свое мнение слишком прикровенным, чересчур дипломатическим языком, так что казалось: она всеми силами старается не обидеть Москву. Тем временем в обществе мнение об УПЦ складывалось на основании того, что говорили: 1) зарубежные московские спикеры, 2) светские СМИ, то ли не понимая позицию УПЦ, то ли выступая по чьему-то заказу, 3) пророссийские деятели изнутри УПЦ. Получается, что позиция церкви была и до выступления о.Георгия, но она не была донесена до общества. А с людьми надо говорить, и простым языком. Как только о. Георгий пытается это сделать — воспринимается как сенсация. Вывод: надо говорить чаще.

Будущее в Украине будет у той церкви, которая научится вести диалог с обществом и будет для него открытой. Речь идет ни в коем случае не о снижении нравственных стандартов или отказе от постулатов веры. Речь о том, чтоб не замыкаться в «православное гетто», а быть тем, чем призывает нас быть Иисус Христос — светом для мира и солью для земли. Говорить о том, что волнует общество сегодня. Самим в себе являть пример людей, живущих по-евангельски. Такой пример нам старается подавать новый Предстоятель УПЦ. Не будем подозрительны. Посмотрим, присмотримся, поможем друг другу…

Цей запис має один коментар

  1. “…в обществе мнение об УПЦ складывалось на основании того, что говорили…” отцы и лично митр.Онуфрий. В Москве, когда поехал на тезоименитство к патриарху, в статье Анисимова, и наконец – в ответ журналистке по поводу священников-сепаратистов. вы понимаете во всех трех случаях о чем я. Помочь друг другу? Хорошо. Пожалуйста, умоляю – называйте черное черным, а белое белым. И все…

Залишити відповідь