Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Мысли > Третий день Пасхи: Дорога в Эммаус

Мысли

Третий день Пасхи: Дорога в Эммаус


Во вторник Светлой седмицы за литургией читается рассказ Луки о явлении воскресшего Иисуса двум ученикам на дороге в Эммаус. Очень важный, яркий и любимый мною отрывок.

(Вчера наш сайт по техническим причинам не работал. Поэтому статью, приуроченную к Светлому вторнику, мы вынуждены опубликовать сегодня, в Светлую среду).

Кульминация рассказа: узнавание учениками Иисуса — происходит после того как они уговорили Его остаться с ними на ужин и ночлег.

«И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.»

Это те же самые слова, которыми описаны действия Иисуса на Тайной вечери! И в конце Лука поясняет: Он был узнан ими в преломлении хлеба. «Преломление хлеба» — апостольский термин для обозначения Евхаристии, причащения. То же самое происходит и на нашей литургии.

Но перед тем как показать это в литургии, вернёмся к рассказу.

Пока ученики идут с Иисусом, Тот, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Изучение Писания — важнейшее занятие для учеников Иисуса! Причём показана важность для христиан именно ТаНаХа (Ветхого Завета): Закон, Пророки и Писания. Новый Завет тогда, понятно, ещё не был написан. Так что ой как неправы те христиане, что считают Ветхий Завет не важным.

Теперь мы отчетливо видим структуру литургии:

Изучение Писания — преломление хлеба

То есть:

Литургия Слова — Евхаристия.

Литургия Слова у нас предваряется последованием трёх антифонов — это константинопольский обычай перед литургией в праздники собираться в одном месте, и потом с пением антифонов переходить в тот храм, где будет совершена литургия. То есть, путешествие. Как и ученики шли в Эммаус!

Теперь, сама Евхаристия тоже соответствует действиям Иисуса, Который:

Взял хлеб — приготовление хлеба и вина перед Великим входом и перенесение приготовленных даров на престол (позже это развилось в отдельный чин «протезиса», или «проскомидии»);

Благословил — благодарственная молитва анафоры. Не надо думать, что благословил — это перекрестил или нечто вроде того! В еврейской и христианской культуре благословить что-либо — значит благословить прежде всего Бога. Так, перед едой благословение произносилось над хлебом: «Благословен Бог, Царь вселенной, производящий хлеб от земли». Это благодарение Богу за дары, которые Он нам посылает. В евхаристии — это благодарение за Иисуса, посланного для нашего спасения, распятого, воскресшего и вновь грядущего. Одно из древнейших христианских благословений над евхаристическим хлебом и вином мы встречаем в «Дидахи».

Преломил — приготовление даров для причащения. И сейчас священник преломляет Тело Христово перед тем, как причаститься и опустить Тело в Чашу с Кровью Христовой.

И подал им — причащение всех верных. Ради этого и совершалось все предыдущее.

Надо ли пояснять, что во всех этих действиях, начиная от приготовления хлеба и вина, предполагается наличие участников, а не зрителей? Евхаристия совершается для верных, а не напоказ. Всем предлагается трапеза Господня. Наше послушание Христу — когда мы разделяем с Ним трапезу. Именно тогда мы можем и узнать Его, как узнали Клеопа и его спутник в Эммаусе.

И если мы научимся узнавать Его в изучении Писаний и преломлении хлеба, нам станут не нужны другие ожидания. Мы уже будем с Ним. Царство приблизилось. Оно уже среди нас.

Google

Дата публикации: 23.04.2014