Побеждаем вместе со Христом!

Удивительно, что радость Пасхи с годами не только не блекнет или становится чем-то банальным и «привычным», – совсем напротив, радость Воскресения Христова всегда открывает новые грани и расставляет в восприятии свои акценты.

Сошествие во ад. Церковь монастыря Хора в Константинополе

Очистим чувства и увидим
неприступным светом воскресения
сияющего Христа,
и говорящего: «Радуйтесь!»
ясно услышим,
воспевая песнь победную.

Канон Пасхи, песнь 1

О победе говорит нам не только Канон Пасхи, но и все богослужебные тексты и песнопения пронизаны мыслью именно о победе Христа, и в Пасхальную ночь, когда мрак пронизывает восклицание «Христос Воскрес!», победа всегда кажется такой естественной, ожидаемой, совершенно очевидной для всякого участвующего и наблюдающего. В том, что ещё день назад это было совсем не очевидно, можно убедиться, вспомнив то, как отошли от Христа сотни и тысячи людей, включая тех, кто получил от Него исцеление и воочию видел воскрешение Лазаря; отошли и те, кто имел возможность общаться с Ним. Даже ближайших учеников Христа объяли отчаяние и страх, и «все ученики, оставив Его, бежали» (Мф. 26:56). Сложно представить, что люди, для которых победа ожидаема и совершенно очевидна, так бы себя повели. Более того, смущение и скептицизм в сердцах учеников мешали увидеть Победу даже сразу после Воскресения: слова очевидцев «показались им пустыми, и не поверили им» (Лк. 24:11). А Канон Великой Субботы напоминает нам о том, что ещё за день до Воскресения «царствует ад, но не вечно, над родом человеческим». Но то, что царство ада и зла вот-вот сокрушится, является сюрпризом как для людей, так и для самого зла. За день, за час, за минуту до Воскресения Победа вовсе не очевидна, но она осуществляется! И вот во мрак ночи врывается радостное и светлое пасхальное восклицание:

Христос Воскрес!

Сокрушёно царство ада: «Ад огорчился, ибо посрамлён… взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!» (Слово Огласительное). Чаще всего так и происходит. Зло, царствование которого кажется нерушимым, при всём своём видимом превосходстве и казалось бы уже победе вдруг сокрушается чем-то невидимым и неожиданным. И в этом великолепие Христовой победы и торжества добра и жизни. Они могут быть не столько «зрелищны», как хотелось бы, и не столь предсказуемы пути, которыми они осуществятся в той или иной ситуации, но они есть, и триумф их несомненен: «уязвлен в сердце ад, приняв Пронзенного копьем в ребра, и стенает, огнем божественным поглощаемый, ко спасению нас» (Канон Великой Субботы, песнь 7). Пасха напоминает нам о том, что победа Христа, победа Истины, непременно произойдёт, и зло непременно будет повержено и посрамлено, даже если оно об этом пока не догадывается 🙂

И, конечно же, такая победа осуществляется не только на уровне глобальном, но и с вполне конкретным человеческим злом и человеческой неправдой. Псалмопевец красноречиво напоминает: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» (Пс. 7:15). Да будет так!

Господь говорит: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12:47). Слова эти обращены ко всем людям: добрым и злым, к которым тоже простирается рука Христа. Но спасение, конечно же, не может быть принудительным, и далее выбор за самим человеком. С одной стороны – рука Христова, мир правды и внутренней свободы, заповеданной Спасителем, с другой – всё те же вечные искушения, например, царством и властью: «могучая воля», «великая слава» или что-то в этом роде. И с этой, другой, стороны удивительно легко все добродетели бросаются в топку, правда отодвигается и всё оправдывается во имя «высокой идеи», война запросто объявляется «миром», а рабство – «свободой», агрессия называется «необходимой» и всё служит величию – собственному или своего «царства», и перед глазами «проносятся все царства мира и слава их» (Мф. 8:9)… всё предлагается, стоит лишь принять эту другую, не Христову сторону… И тогда сокрушение царства ада, царства лжи и подмен — великого и сильного царства, ставшего родным и привычным для очень многих, — сокрушение его, что мы сейчас празднуем, запросто может показаться «крупнейшей цивилизационной катастрофой»… Не стоит удивляться тому. Тем более, что Спаситель предупреждает: многие соблазнятся и будут предавать, и возненавидят друг друга и запросто будут попирать законы (Мф. 24:9), но спасётся тот, кто Христа и скромную правду Его предпочтёт всему величию и могуществу царств мира.

В этом и есть тот выбор, для многих непростой. Готов ли сам человек войти в царство правды, отказавшись от агрессии, неправды и двойных стандартов, какими бы удобными или полезными они не представлялись и какими бы красивыми и высокими словами они не прикрывались? Спаситель поясняет, что в этом и есть смысл Суда: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его» (Ин 3:19-21). И в конце концов, каждый будет судим по делам своим (Откр. 20:13), по вполне конкретным действиям при встрече со злом и неправдой. Иными словами, по тому, насколько он шёл к свету или – напротив – бежал от него во имя чего бы то ни было, или же просто стоял на месте…

Пусть у каждого из нас хватает мудрости помнить об этом выборе, особенно сейчас, когда, казалось бы, царство зла имеет видимое превосходство, когда соблазняет очень многих, и все разбегаются… И помнить о том, что победа правды неизбежна, а зло и гордыня будут обязательно посрамлены. И пусть зло, подлость и ложь обходят стороной каждого человека, стремящегося к добру и хватающего руку Христову. И в эти праздничные дни пусть каждый из нас, «очистив чувства», сумеет изнутри увидеть свет Воскресения Христова и в радости приобщиться Его великой Победе!

Залишити відповідь