Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Мысли > Ответ прот. Игорю Рябко

Мысли

Ответ прот. Игорю Рябко


Уважаемый отец Игорь Рябко вспоминает меня в своем «письме Юрию Павловичу Черноморцу», которое в сокращенном виде опубликовано под заголовком «Место Церкви в жизни общества. Мнение богослова» на сайте «Православие в Украине».

Интересно, что отец Игорь пишет рядом два предложения:

1) «За последние десять лет я не сказал, и не скажу ни одной проповеди, в которой будет даваться оценка политической ситуации.»

2) «стать на камень который отвален от гроба Господня и говорить о ситуации в стране считаю что не имею права».

На мой взгляд, в этих словах подмена тезиса. Ситуация в стране — это не обязательно ситуация политическая. Когда мы утверждаем, что Церковь вне политики и запрещаем «политическое православие», то есть привнесение политических лозунгов в церковную проповедь, мы не должны отметать не просто возможность, но — необходимость (!) со стороны Церкви давать евангельскую нравственную оценку процессам, происходящим в обществе, а также действиям тех политиков, которые причисляют себя к нашей Церкви. Свои соображения, аргументирующие это, я излагал в статье еще 30 ноября.

Отец Игорь, читая мои записи на фейсбуке (а будучи в числе друзей, он имеет доступ и к подзамочным записям), он, видимо, предположил, что нечто подобное я озвучиваю и в храме. На самом деле для меня записи для круга друзей (куда я добавляю только знакомых мне людей) — это нечто вроде разговора в узкой компании, а совсем не публичное выступление.

Отец Игорь спрашивает: «о. Андрей могу ли я выйдя на амвон говорить о политике? Ангел, благовествующий Воскресение Христа хоть слово проронил о римских оккупантах?»

За все время своего служения в священном сане я не произнес (и надеюсь, что не произнесу) ни одной политической проповеди. Я никогда не говорил людям о том, за кого им голосовать, а за кого нет. Точно так же я никому не сказал, идти ему на майдан или нет. В случае таких вопросов отвечаю, что надо поступать по совести. Когда я принимаю исповедь, для меня тоже нет разницы, каких политических или геополитических взглядов придерживается человек. Главное, чтобы те, кто называют себя христианами, старались жить по заповедям Божьим и по совести.

Однако о ситуации в стране, я считаю, говорить не только можно, но и нужно — но говорить не политическими лозунгами, а с позиции евангельской правды. Ведь именно пастырского слова в этой ситуации люди ждут от церкви.

Как наблюдатель и участник того явления, которое называют «Майданом», могу с уверенностью сказать: для меня лично и для большого круга моих единомышленников «Майдан» — это прежде всего «революция совести» (а не выступление против России или за каких-то определенных политиков! Хотя политики, конечно, пытаются использовать протестные настроения в свою пользу — но не ради них выходили люди). Люди устали жить не по законам, а «по понятиям». Устали от лжи, воровства, насилия. Общество, в котором «Майдан» оказался возможен — глубоко больное. Это общество, в котором не оказалось соли, что спасла бы его от гниения. Это общество, сидящее во тьме, где нет света. Мы, христиане, не стали для этого общества светом мира и солью земли, потому что приняли «условия игры» этого мира и стали жить по его правилам, а не по законам Царства Божия. Верующие нашей Церкви — православные христиане — оказались в Верховной Раде, в министерствах, в судах, прокуратуре, милиции и прочих силовых структурах, наконец, на посту Президента — и довели страну до состояния, в котором произошел Майдан. Каждый из нас на своем месте — «винтик» в этой системе — тоже несет ответственность за то, что мы не стали солью земли. Общество гниет, потому что в нем не хватает христианской соли, или она потеряла силу…

Отец Игорь верно указывает на признак, по которому можно отличить христиан: «…если будут иметь любовь между собой». Именно это я видел среди христиан разных конфессий и просто людей на Майдане. Не скажу, что все протестующие являли собой образец любви. Как 2000 лет назад вокруг проповедника Иисуса из Назарета собиралась разношерстная публика — и фарисеи, и проститутки, и силовики, и налоговые инспекторы, и просто любопытствующие — так и здесь. Оценивать надо по лучшим проявлениям, а не по худшим. Вероятно, для не-киевлянина через призму СМИ это видится иначе — так можно приехать и увидеть своими глазами, пообщаться с теми, кто пережил всё это непосредственно в гуще событий.

Царство Христово «не от мира сего». Значит ли это, что мы, христиане, должны вовсе пренебречь состоянием этого мира — своей страны, где растут наши дети и внуки, той земли, которая вручена нам Богом, как некогда Эдемский сад — Адаму? Надо ли забросить любую деятельность и отдать общество, в котором живем, на откуп нехристианским силам? Я так не думаю. Мне кажется, что ответственность перед Богом начинается с того, как ты относишься к той части Богом созданного мира, что вокруг тебя. Церковь не должна отгораживаться от мира «стенами метаистории», как пишет о.Игорь. Заповедь Спасителя ученикам: «Недше в мир весь, проповедите Евангелие всему творению» — она обращена и к нам. Не убегать из мира, отгородившись от него стенами «метаистории», но преображать мир через жизнь по своей вере — вот наше лучшее призвание.

Google

Дата публикации: 26.03.2014