Майдан: нет оснований для триумфализма

Я приветствовал Евромайдан. Но то, что произошло за минувшую неделю в Украине, не вызывает у меня ничего, кроме боли, тревоги и, по большому счету, внутреннего неприятия.

Я очень позитивно относился к Евромайдану с самого его начала, – и тогда, когда совсем молодые люди вышли на площадь за европейскую политическую философию и против философии варварства, и тогда, когда еще больше народа вышло стоять, невзирая на неудобства и опасности, чтобы выразить солидарность с теми, кого избили, и когда оказалось, что стойкости и упорства хватит надолго, и особенно тогда, когда народ показал себя в момент отвратительного обмана и унижения с принятием «законов» 16 января и добился их отмены. У меня не выходят из памяти те трое, кто тогда погиб. Они не искали смерти, просто так получилось, на их месте мог оказаться любой.

Но то, что случилось в середине февраля – не вызывает у меня ничего, кроме боли, тревоги и, по большому счету, внутреннего неприятия.

Митрополит Сурожский Антоний когда-то говорил примерно так (точно слов не помню, передаю смысл по памяти), что есть вещи, за которые надо умирать, есть такие вещи, отношение к которым в плане самопожертвования находится исключительно на личной совести человека, а есть такие вещи, за которые умирать точно не следует.

Тема самопожертвования по отношению к политическим ценностям особенно деликатная, очень часто двойственная. Лично для меня по отношению к политически мотивированным подвигам два вопроса, Первый: где идеал, ради которого человек идет на жертву? Второй: какова мера риска по отношению к другим людям? Не должно быть легкомыслия. Лучше терпеть за свою идею, которую считаешь правильной, сто лет, чтобы она созрела и вовремя реализовалась, чем проявить нетерпение. Именно так приходят наиболее исторически надежные решения.

Когда из-за возмутительного поведения русского царя Александра II группа безгранично самоотверженных людей решила, что дело их жизни – показать, что есть справедливость и разбудить народ, то на деле вышло все наоборот тому, что они хотели.

Когда группа крайне отважных чехов в 1943 году решила продемонстрировать воюющему с нацизмом миру, что и чехи могут быть героями и способны застрелить гитлеровского гауляйтера, это обернулось жуткими и непомерными нацистскими репрессиями против жителей оккупированной Чехии.

Извините, эти мои воспоминания – перебор и не к месту. Я просто хочу объяснить, что я не испытываю ни малейшего восторга в связи с политическим результатом в Украине, достигнутым ценой жизни многих десятков людей, в результате небывалой там доселе реальной гражданской войны. Должен был быть политический компромисс, – да, унизительный для тех, не чьей стороне мои политические симпатии, да, сопровождаемый шулерством и обманом, да, с возможным серьезным временным поражением и репрессиями. Но это было бы честнее и крупнее, чем смерть за то, чтобы ушел с должности, а дальше, я не знаю, допустим, сел в тюрьму, или не сел, Янукович. Как жить дальше? Что, теперь Янукович отвечает за все? Или политический класс отвечает, а Майдан – триумфатор, самый благородный, самый смелый? Ну не все там, на Майдане, были, а особенно есть, благородные и смелые. И погибших бесконечно жалко. И больно. И траур навсегда по ним. То, что объявила Украинская Православная Церковь, до Пасхи – это минимум.

Для триумфа нет никакого основания. Чувство триумфа и для личности, и для общества – это очевидный путь в никуда. Триумф и политическая радость на не остывшей от крови земле и на не осевших могилах – легкомыслие, нравственная недобросовестность, внутренняя нестыковка, ложное основание для будущего.

Цей запис має 7 коментар(-ів)

  1. От себя. Уже после всего, зайдя с другой стороны площади, на Институтскую, увидев черный неосвещенный центр Киева- просто стоял и ревел. Стоял на том месте, где первый раз зашел на Майдан 30 ноября вечером- тогда еще никто не знал той страшной цены.

    Ревел, видя поле светящихся лампад, цветов,
    ревел за жизни, которые больше не вернуть,
    за безумие подлецов, влюбленных во власть и роскошь,
    за безумие слепых, не могущих отличить белое от грязи, даже, когда взошло солнце.

  2. А Вы, увидевший триумф, не подумали о том, что людей убивали без повода, просто так- выборочно, кто попался в удобный прицел ?! Никто из них не собирался в ясной славе растаться с душей.

    И когда бежал вытащить раненого, не думал, что рухнет рядом с ним навечно.

    Прежде чем писать, в следующий раз, хорошо подумайте и лучше- не пишите.

  3. Как вы интересно формулируйте…политические симпатии….
    Политические симпатии православного христианина могут быть только одни: и выражены они предельно четко и конкретно: о властех и воинстве ее; да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. И отношение к властям: всякая душа да будет покорна. И отношение к беркуту выражено тоже однозначно: потому что начальник есть божий слуга; тебе на добро…и он не напрасно носит меч. Остальное – про симпатии майдану и героические жертвы – личный выбор каждого христианина: плоды этого выбора – за вашим окном. Как и сказал Господь через пр Исаию: и поставлю им в князья юношу, и кощуники будут господствовать над ним: аминь.

  4. Вы считаете, что самое лучшее, что возможно – сидеть дома и ждать, когда наступит оно, Светлое Будущее? Я такой же. Но нельзя порочить их святую память. Всегда людей, способных отдать свою жизнь за друзей, за Родину, за справедливость или свободу было очень мало. Не о них ли слова Христа о наибольшей любви. Кто-то смотрел эти ужасы по телевизору, а кто-то шёл под пули с фанеркой в руках. Что бы дальше ни случилось, сделан первый шаг к обновлению Украины и её народа. Но сделан он не нами, а теми, кто был убит на Майдане.

    1. Vladimir Anferov

      были убиты нормальные люди а не так называемые мойдановци. которые продались америке Страна которая сеит хаос во всём мире и убивает людей.

  5. –Когда группа крайне отважных чехов в 1943 году решила продемонстрировать воюющему с нацизмом миру, что и чехи могут быть героями и способны застрелить гитлеровского гауляйтера, это обернулось жуткими и непомерными нацистскими репрессиями против жителей оккупированной Чехии. —
    Интересное сравнение. То есть партизанскую войну вести не надо, сидите под оккупацией тихо и не дергайтесь, ведь оккупационный режим террористически за это расстреляет множество людей !
    — да, сопровождаемый шулерством и обманом, да, с возможным серьезным временным поражением и репрессиями. —
    Пытки, зашивание рта сапожными нитками, обезглавливание живых людей – вот с ЭТИМ надо было смириться? Да в вас человеческого нет, не то что христианского.

Залишити відповідь