Преподобные Ефрем и Исаак Сирины

Сегодня – память двух выдающихся сирийских святых – преподобных Ефрема Сирина и Исаака Сирина. Это, пожалуй, самые великие святые из семитской “орбиты”, почитаемые Византийской традицией. Писали они на сирийском языке.

Прп. Ефрем Сирин. .Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон
Прп. Ефрем Сирин. .Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон

Ефрем жил в городе Эдесса, ныне Шанлыурфа на территории Турции. Из этого города, согласно преданию, царь Авгар отправил посольство к Иисусу с просьбой написать образ, и в ответ получил полотенце с отображением лика Спасителя – “Нерукотворный образ”. Блаженный Феодорит Кирский пишет о Ефреме, что тот “не изведал греческой культуры”. Основная часть наследия Ефрема – поэзия.

Все знают “молитву Ефрема Сирина”, которая читается Великим постом. В чине Великого повечерия, которое тоже служится постом, есть еще одна молитва преподобного, стихотворная: “Бесплотное естество херувимское немолчными песньми Тя славословит…” (можно найти эту молитву в Часослове или в сети и прочитать ее сегодня вечером).

Из богословских прозрений Ефрема мне особенно нравится мысль о том, что райское древо познания было Евхаристией – если бы Адам и Ева сохранили пост (не нарушили заповедь) и вкусили плод тогда, когда им бы это благословил Бог, то вкушение плода принесло бы соединение с Богом – такое, как мы переживаем в Евхаристии. Заповедь не вкушать плодов от этого древа была дана людям не навсегда, а на определенное время. Сравнивая весь сотворенный мир с храмом, а Эдемский сад — с «трапезой», св. Ефрем Сирин называет древо познания — алтарем, «святым святых», в которые человек (поставленный Богом на земле как царь и священник) мог войти со временем, при определенных условиях. В древе познания, пишет преподобный Ефрем Сирин, была заключена «слава рая», поэтому всякий, «вкушающий плода сего, должен или прозреть и стать блаженным, или прозреть и восстенать. Если вкушает преданный греху, то будет сетовать, ибо увидит собственное бесславие и устыдится».

Дадим слово самому Ефрему (в переводе С.С.Аверинцева, из книги “Многоценная жемчужина”). Отрывок из Восьмой песни о рае:

Что без помощи тела душа соделывается неспособна зреть,
показует тело само,
когда поражено оно слепотой;
через него слепнет и душа, осязанием ищет во тьме путь.
Вот как и тело, и душа обличают друг друга и зовут:
как тело, чтобы живу быть ему, нуждается в действовании души.
так и душа, чтобы зреть и внимать, имеет нужду в теле своем.
Сотвори достойным меня,
да возможем в Царствие Твое войти!

И если соделалось тело глухим, с ним и душа теряет слух;
даже безумием недужит она, если жар ввергает тело в бред;
и хотя возможно душе пребывать по себе и одной,
все же без сопутника ее бытие неполно ее.
Ныне же подобна она зародышу во чреве родном,
являющему некую жизнь,
но безсильному мыслить и говорить
Сотвори достойным меня,
да возможем в Царствие Твое войти!

Праотец Исаак и прп. Исаак Сирин
Праотец Исаак и прп. Исаак Сирин. Икона. 2007 г. Иконописец иером. Амвросий (Тимрот) (частное собрание, Москва)

С Исааком же очень интересная ситуация. Это святой, который при жизни принадлежал Церкви Востока – т.н. несторианской, которая находится вне общения с семьей византийских Православных Церквей. Эта Церковь признавала только первые два Вселенских Собора. Формально для православных Исаак должен был бы считаться еретиком, но он издавна почитается в числе святых! Митр. Иларион Алфеев, написавший популярную монографию “Мир Исаака Сирина” и переведший на русский язык недавно открытый второй том его творений, пишет в своей статье в “Правосл. энциклопедии”: “Большинство современных сирологов согласны в том, что эта Церковь (т.е. Церковь Востока, которой принадлежал Исаак) никогда не была несторианской в том смысле, в каком несторианство осудил Вселенский III Собор. Инкриминированное Несторию учение о «двух сынах» никогда не было официальной доктриной этой Церкви… Факт принадлежности Исаака к Церкви Востока в течение XX в. не оспаривался никем из рус. или зап. ученых. Правосл. ученых, однако, он ставил перед проблемой: как великий святой, память к-рого почитается в православной Церкви, мог быть несторианином?” Это парадокс, который дает нам вдохновение на то, что границы Церкви нельзя понимать так узко, что будто за пределами византийского Православия сразу же начинается безблагодатная пустыня…

Исаак был епископом города Ниневии (помните книгу пророка Ионы из Библии?), но затем оставил кафедру и удалился на гору, где жили отшельники. Когда Исаак в первый день после епископской хиротонии сидел в своей резиденции, к нему пришли два человека, один из которых, богач, требовал у другого возвращения долга, угрожая подать на него в суд. Исаак сказал ему: «Поскольку Священное Евангелие учит не отнимать отданного, тебе следует по крайней мере дать этому человеку день, чтобы он мог расплатиться». Но богач ответил: «Оставь сейчас в стороне Евангелие!» Тогда Исаак сказал: «Если с Евангелием здесь не считаются, зачем я пришел сюда?».

Исаак Сирин был сторонником учения об “апокатастасисе”, или всеобщем спасении, что сближает его с одним из великих Каппадокийцев – святителем Григорием, еп. Нисским. Снова процитирую митр. Илариона Алфеева: “Исаак Сирин считает, что идея возмездия вообще неприменима к Богу. Все действия Бога по отношению к человечеству проистекают из Его «неизменной и вечной доброты», любви и сострадания. Поэтому богохульным является мнение, будто Бог может делать что-либо из мести или воздаяния. Такое мнение тем более неприемлемо, что Бог заранее, еще прежде сотворения человека, знал о его будущих грехах и падениях и, однако, сотворил его: «Стыдно даже помыслить такое о Боге – чтобы возмездие за злые дела могло быть обретено в Нем, ибо таким образом мы приписали бы немощь этому Естеству… будто бы Он делал что-либо из возмездия за заранее известные Ему злые дела тех, чье естество с честью и великой любовью привел Он в бытие». Еще худшим является мнение о том, что Бог позволяет людям грешить в земной жизни ради того, чтобы вечно наказывать их после смерти. Это богохульное и извращенное представление о Боге, клевета на Бога (II 39. 2). При «правильном образе мысли о Боге» следует отклонять всякую идею о том, что «какая-либо… немощь, или страстность, или что-либо еще, могущее появиться в процессе воздаяния за доброе или злое, относится… к этому славному Естеству». Напротив, все действия Бога направлены «к единому вечному благу, получает ли каждый осуждение или что-либо славное от Него, не по способу возмездия – да не будет! – но в целях пользы, проистекающей от всего этого» (II 39. 3).”

Google

Залишити відповідь