Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Мысли > Киевские события в УПЦ. Понять человека

Мысли

Киевские события в УПЦ. Понять человека


Что касается киевских событий… Ну, что сказать? Дело сложное, многоуровневое. Мы многого не знаем и, надеюсь, так всего до конца и не узнаем, да и оно нам не положено знать, и не нужно.

Никто не спорит: это плохо, досадно и печально! Церковь влипла в финансовый скандал, и, тут как тут, сразу же подключилась политика… Посыпались глупые крики, вздохи, выкристаллизовавшиеся в статейки… Одним словом, началась глупая политическая истерия.

И здесь я хочу поразмыслить вот в каком направлении… Взять простой антропологический срез… Люди не виноваты! Конкретный человек не виноват!

Сегодня на всех уровнях говорят: настало время или приводить церковь к евангельским нормам простоты, умеренности, воздержности и нестяжания, или переписывать всю богословскую систему. Почему? Да потому что резко бросается в глаза огромная пропасть между Евангелием и нашей (духовенства) сегодняшней жизнью. Разительная, я бы даже сказал – распроразительнейшая вопиющая бездна!

Нам нельзя сегодня выходить на амвон с проповедью Евангелия или святоотеческих учений. Засмеют и затюкают! И уже смеются… Если батюшка подкатил к церкви на роскошной иномарке и, одевшись в ризы, вышел на амвон и вещает высокопарно: «Не стяжите, братие и сестры, ни злата, ни сребра, не гонитесь за этой загнивающей Европой и Америкой, этим обществом потребления и комфортной, быстро-скоростной жизнью, живите просто, воздержно и не спеша, как заповедали нам в древности святые отцы. Как жили на святой Руси наши прапрадеды…» — не ложью и фальшью будет страшна эта проповедь, хотя и это в ней есть, а оторванностью от реальности самого проповедника, резким контрастом его слов и его же собственной жизни.

Как бы мы красочно ни говорили, ни читали в трапезных монастырских или на воскресных школах, что где-то когда-то в дупле липы сидел дремучий монах с космами и длинной бородой и творил непрестанную молитву, или изрекал какие-то высокопарные глаголы на церковнославянском, это, согласитесь, уже давно ушло, это неинтересно и мертво. Житийная архаика — никак не живая, не пульсирующая и не злободневная духовная жизнь подавляющей большей части церкви. Настоящая жизнь церкви сегодня – это разговоры в пономарках о том, как достичь уровня жизни патриарха, митрополитов, или хотя бы епископов. Вот где клокочет и варится живое слово и живая мысль!

Темы кулуарных животрепещущих разговоров: строительство красивых величественных храмов, торжественные богослужения, красивые облачения, конференции, мероприятия, паломничества в дальние страны к монастырям. В общем-то, служение внешней, зримой, осязаемой глазом и слухом красоте и лепоте. Встает вопрос: хорошо это или плохо? Однозначного ответа на сей вопрос нет! Это, скажу, ни хорошо, ни плохо. Это сегодняшняя наша настоящая, реальная духовная жизнь, данная нам в ощущениях. Мы ее не можем проклясть, и не можем благословить, она просто есть!

Согласитесь, никто уже сегодня из здравомыслящих, сильных, волевых и инициативных людей не влезет в дупло липы или в пещеру и не будет там сидеть безвылазно, в том числе и те журналисты и церковные писатели, кто криком кричит, разоблачает и ратует за опрощение церкви и ее духовенства. Никто! Сейчас уже не время пещер. Не время монашеского религиозного подвига эпохи ранних веков христианской Церкви. Об этом свидетельствует повсеместный кризис всего мирового монашества.

Сейчас открылась эра христианских паломничеств, туризма, путешествий. Паломничеств в дальные страны. Есть доступ, есть возможность. И редко кто уже сейчас из монашествующих (давших суровый обет не покидать стен монастыря), сидит в келье, перебирает четки, ничем не интересуется и никуда не ездит. Все устремились ехать… а для этого требуется совсем немного — требуются деньги!

Сегодня мы воочию зрим новый образ церкви и ее служителей, епископов, священников, монахов и монахинь. Мейнстрим, поток нынешнего времени – жить красиво, гламурно, материально высоко, скоростно, шикарно… с визгом, с блеском, со свистом, мчась на авто, иномарках, или даже спорткарах, на бешенных скоростях… А для этого требуются большие средства. И как с цепи сорвались все, в том числе и мы, церковники, на словах проповедующие евангельскую воздержность и умеренность, на деле же неистово погнались за земными материальными благами, преуспеяниями, высоким уровнем жизни. Красиво жить не запретишь! И нельзя требовать от человека древнего религиозного пещерного подвига. Это факт.

Но не одни мы церковники виновны… Красивой, гламурной жизни способствует весь дух, весь ход нынешнего времени, революционные технологические достижения последних десятилетий, кричащая со всех билбордов сегодняшняя реклама: стильней, ярче, краше, лучше, быстрее, сочней, красочней, удобней, сильней!!!

А мы, церковники, тоже живые люди. Тем более, подавляющее большинство современного духовенства – молодые люди до пятидесяти лет. Психика любого человека слабенькая на деньги и блеск богатства (а ведь мы, церковники, рекрутируемся в церковь из людей мира), и мы погнались за призраками более-менее комфортной, обеспеченной жизни, на которую требуются огромные деньги. Все видят жизнь епископов, их двор, окружение… и батюшки на приходах и матушки в монастырях думают: если доступно, а чего бы и нам не попробовать?! Чего бы и нам, хоть не в полной мере, то хоть на шаг не приблизиться к блеску и сиянию святейшему и светлейшему? Соблазн велик, зрим и почти осязаем!

Вот, и наши епископы, батюшки и матушки молитвенницы, голубки сизокрылые, невесты Христовы, постницы нестяжательницы и бессребренницы, не выдержали экзамена на духовную зрелость. Да и как его выдержать в такой благоцветущей молодости?! Так усердно молились, так, творя молитовку, денно и нощно перебирали четочки, что произвели небывалый доселе фурор в Украинской церкви.

Властолюбие, амбициозность присущи всем живым существам, полным физических и душевных сил. В том числе и церковно-монастырским. Это им необходимо для жизни как воздух! У кого природно больше силы, физической, да и даже духовной, тот не преминет осуществлять свои управленческие, властные и агрессивные инстинкты в обществе людей. Таинство собственной реализации!

Мы видим в монастырях монахов (еще есть таковые ископаемые, последние из могикан), которые реально подавили в себе страсти: интерес к жизни, честолюбие, амбициозность, погасили любознательность, умертвили инициативу, авантюрность, конфликтность, агрессивность. Или подавили, или этой амбициозности у них нет от природы… Я присматривался к таковым и вынес неутешительное заключение. Это по большей части даже внешне невзрачные на вид, потухшие телом и духом почти старички со впалыми щеками и грудями, малообщительные, понурые, закрытые для разговоров. У них осутствует интерес к живой, реальной, животрепещущей жизни, к развивающимся событиям. Но принять это за нормальную жизнь человеческой личности я бы не отнюдь осмелился… Как быть? Нужен духовный баланс, который мы, верующие живые люди, судорожно, через скандалы и мятежи постоянно нащупываем, ищем и кристаллизуем. Здесь есть над чем подумать и поразмыслить.

Посему, дело органов юстиции — расследовать это дело и дать ему должную правовую оценку. А наше — епископов, попов и монахинь — извлекать для себя уроки на будущее, дабы не попасться на приманку и не влипнуть в руки ловких аферистов. Однако, парадокс истории как раз и состоит в том, что мы, живые люди, не извлекаем уроков из прошлого. Молодые и энергичные, мы хотим сильного чувства собственной реализации.

Наше молодое духовенство, равняясь на верха, хочет править, властвовать, повелевать, путешествовать, паломничать, жить сильней, стильней, ярче, краше, лучше, быстрее, красочней, удобней!!! И я их не обвиняю, как не обвинил Иисус женщину грешницу…

Ин.8:10: «Иисус, восклонившись писал на песке и, не видя никого, кроме женщины, обернулся и спросил: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Омар Хайям:
Мы – источник веселья и скорби рудник,
Мы – вместилище скверны и чистый родник,
Человек, словно в зеркале мир – многолик,
Он ужасен – и он же велик!

 

Дата публикации: 15.07.2013