Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Мысли > О Святом Духе как неизвестном

Мысли

О Святом Духе как неизвестном


После празднования Дня Сошествия Святого Духа на апостолов позволю себе поделиться некоторыми соображениями.

* * *

Часто, говоря о Святом Духе, возникает путаница в значениях этого словосочетания. В Св. Писании и в изречениях святых отцов оно употребляется в двух значениях:

1) Третья Ипостась (т.е. Божественная Личность) Пресвятой Троицы;

2) действие Бога на человека, Его энергия, благодать.

Второй случай мы рассматриваем в словах Иоанна Предтечи «Идущий за мною сильнее меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11, также и Лк. 3:16). Евангелист Лука в начале своего благовествования свидетельствует о том, что Захария и Елисавета исполнились Святого Духа (Лк. 1:41,67) и что тот же Дух был на Симеоне (2:25). Ангел Гавриил извещает Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1:35).

В последнем случае параллельная фраза нам указывает на то, что Духом Святым именуется сила Всевышнего. Более чем наивно полагать, что Креститель Иоанн предвещал крещением огнем и собственно Третьей Личностью Троицы.

В святоотеческой литературе в этом плане наиболее значимо высказывание преп. Серафима Саровского о том, что целью жизни христианской является стяжание Святого Духа. Речь, конечно, идет о благодати, но никак не о самой Божественной Личности.

* * *

Мы празднуем День Личности Святого Духа и вместе с тем практически не обращаемся к Нему с молитвой, ограничиваясь лишь стандартным «Царю Небесный…».

В молитвенных правилах лишь однажды встречается молитвословие к Святому Духу. Это третья молитва из цикла «на сон грядущим», об отпущении грехов. Да и то не совсем понятно, почему с этими словами мы обращаемся именно к Святому Духу, а не ко Христу, например.

Даже в самих коленнопреклонных молитвах на Пятидесятницу мы не встречаем ни одной, обращенной к Святому Духу – все только к Отцу и Сыну. И это в самый день празднования Святого Духа! Следовательно, эта Божественная Личность нам известна по большей части лишь теоретически – на самом же деле мы к Ней практически не обращаемся, не связываем себя с Ней (слово «религия» от лат. religare – связь).

Наше знание Третьей Ипостаси Пресвятой Троицы можно уподобить знанию третьего пространственного измерения. Мы знаем о том, что есть длина, ширина и высота, но практически мы живем лишь в двух измерениях: мы передвигаемся вперед-назад, влево-вправо, но не вверх-вниз, т.е. находясь в трехмерном пространстве, используем на практике лишь два его измерения.

Нечто подобно происходит и с нашим познанием Третьего Лица Пресвятой Троицы.

* * *

Примечание прот.А.Дудченко. В прошлом году в сети я нашел и поставил в свой блог комментарий литургиста о. Михаила Желтова касательно молитв Святому Духу:

Изначально молитвы были обращены к Богу Отцу и Богу Сыну. Было бы логично предположить, что должна была бы существовать еще и молитва Святому Духу, но византийская традиция изначально ее не знала. Патриарх Константинопольский святитель Филофей, ученик святителя Григория Паламы, эту логику реализовал и дописал молитву Святому Духу. Какое-то время она использовалась за богослужением, причем не только греческим, но и русским (она была переведена на славянский язык), но затем было решено вернуться к более древней византийской практике. Греки сделали это в XVI веке, а мы – после Патриарха Никона (у старообрядцев молитва читается до сих пор).

Дата публикации: 27.06.2013