Прощёный спам

Сегодня, в Прощёное воскресенье, социальные сети, блоги и почтовые ящики заполнены массовыми просьбами о прощении. Как правило, за этими словами не стоит никакого содержания, кроме дани традиции. Пустые, ни к чему не обязывающие слова – стоит ли засорять ими пространство своих ближних? Может, лучше написать или позвонить лично – не всем подряд, но тем, перед кем действительно согрешил?

Традиция просить прощения друг у друга перед началом Великого поста возникла в монастырях Иудейской пустыни. Мы хорошо знаем об этом из жития преподобной Марии Египетской. Возможно, подвижница осталась бы в безвестности, если бы не обычай монахов уходить поодиночке далеко в пустыню на время Четыредесятницы. Пустыня – суровый край. Не все могли вернуться обратно через 40 дней: кто-то погибал от диких зверей, на кого-то покушались разбойники… Перед разлукой братья монахи просили прощения друг у друга.

Глубокий, красивый, правильный обычай. И мы уже завтра, в понедельник, начнем Великопостное странствие – путь обновления и покаяния, ведущий нас к самым главным событиям, на которых основана наша вера и надежда. Отправляясь в этот путь, важно попросить прощения и самому простить обидчиков. Об этом напоминает евангельское чтение за сегодняшней воскресной литургией: “Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших”. Об этом же читалось из Евангелия и вчера, в субботу: “…прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”, – слова молитвы Господней. Каждый день мы, христиане, повторяем эти слова, и не просто повторяем, а по несколько раз в день, и совершенно правильно считаем “Отче наш” главной молитвой.

Но, произнося эту молитву, надо действительно прощать. Ведь если не так, то мы лжем перед Богом. Можно ли тогда наши слова назвать молитвой? Можно ли, прочитав Евангелие, просить прощения у Бога, когда сам не прощаешь ближнего?

Итак, прощать и просить прощения – надо. Но это не может быть “между прочим”. Прощение и покаяние – важнейшие события, затрагивающие глубину души. На практике же в Прощеное воскресенье мы встречаемся чаще всего именно с ничего не значущими просьбами. Легко сказать всем: “простите меня”, забив в список получателей несколько десятков адресов или вывесив это на своей страничке в Фейсбуке. Труднее вспомнить, кого и чем именно ты мог обидеть или какую гадость сделал, иметь мужество в этом признаться и попросить прощения – не за мнимые, а за реальные поступки или эмоции.

Просьба о прощении должна быть конкретной – иначе это просто никому не нужное сотрясение воздуха. Прощение же – очень сильное “оружие”. Наше спасение в значительной степени находится в руках нашего ближнего. Если мы перед кем действительно виноваты – то именно с этого надо начинать, просить о прощении, умолять его простить, исправить причиненный ущерб, загладить вину, а не бежать на исповедь к батюшке. Исповедь в храме – не начало, а завершение покаяния, и грехи против ближнего лечатся сначала прощением от этого ближнего, а затем, как результат – и прощением от Бога. “Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой” (Мф. 5:23-24). Совершенно ясные, понятные слова нашего Господа. Если мы христиане, то прислушаемся к ним и будем так поступать.

Google

Цей запис має один коментар

Залишити відповідь