Искушение порядком. Диоклетиан

Существующие вне Церкви неканонические иконы Иосифа Сталина напоминают нам о мечтах по «сильной руке». Мы надеемся на что угодно, только не на Бога — размышляет автор статьи.

Диоклетиан. Кто же он такой? Разум подскажет нам, что он был неплохим правителем, его эпоха – светлое пятно порядка посреди хаотических правлений Римской империи. За 20 лет правления он вернул империю, охваченную войнами и мятежами, к подобию стабильности. Тот же разум напомнит нам о «диоклетиановой капусте» – процарствовав 20 лет, он отрекся от власти. Когда же стали звать его вернуться к власти, он, точно отстраняясь от какой-то чумы, ответил: «О, если бы вы могли посмотреть на овощи, выращенные моими руками в Салоне, вы бы сказали, что мне этого никогда не надо делать» (Виктор: «О Цезарях»).

Согласитесь, так мог бы поступить только достойный человек, настоящий «гражданин». Абстрагируясь, возможно предположить, что в притеснениях христиан он просто слишком далеко зашел в соблюдении римского порядка…

Однако разум и ум различны. Разум – это отец логики, а логика приходит туда, где ей назначают свидание. Ум – дом умной молитвы, сердечной молитвы. О чем же нам подскажет ум? Всех тех, кого замучил Диоклетиан, нельзя оправдать «порядком». Своих не предают. Ведь мы все свои, свои по плоти, через плоть и кровь Господа нашего Иисуса Христа, принимаемые нами на Божественной литургии. Когда мы вспомним об этом, мы вспомним и о той крови мучеников, которая, по слову апостола Иоанна Богослова, вопиет у престола Творца: «Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» [Откр. 6:10] Только милостью Творца удерживается этот мир, чтобы были рождены все записанные в книге жизни [Откр. 20:15; 21:27]

Искушение в простоте. Оправдать всякую власть просто. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.» [Рим 13:1] Разве может человек преступить то, что положено ему Богом? «И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.» [Откр. 13:7] Разве мог Диоклетиан?

Диоклетиан прежде всего человек, а Господь человека создал свободным. Поэтому всякий, кто выбирает Бога, будет от Бога, а всякий, кто выбирает сатану, будет от сатаны. «И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.» [Лк 4:5-8]

Диоклетиан приказал, чтобы его признавали, как бога (Виктор: «О Цезарях»; 39) Даже от сенаторов император требовал, чтобы они поклонялись ему, а не приветствовали по прежнему обряду (Феофан: 293). Этим отступил от истины, став подобием антихриста. «И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.» [Отк. 13:15]

Именно поэтому он издал указ, в котором объявлялись лишенными чести все те, которые исповедовали Христа; всякому было ведено возводить на них обвинения и предавать их мукам, какого бы звания и состояния они не были (Лактанций: 9, II—13). Христианские книги было велено сжигать, а всех христиан насильно заставлять приносить жертвы идолам (Феофан: 295). Чиновники беспрерывно заседали в храмах и наблюдали за тем, как народ приносит жертвы. Всякий, кто отказывался от жертвоприношения, рисковал своим имуществом и жизнью.(Лактанций: 15).

Для мира вне церкви Диоклетиан, как и его предшественники, просто пытался найти в религии опору для монархии. Он старался укрепить древнюю римскую религию, поэтому, взяв себе имя Иовий (происходящий от Юпитера), стал преследовать христиан, хотя был человеком терпимым и никакой личной ненависти к ним не питал.

Итак, не абстрактно, а реально, через причастие, ощутив единство со всей воинствующей Церковью прошлого, настоящего, а главное будущего – захотим ли мы, чтобы нас колесовали или рассекали во имя (sic!) порядка и процветания? Этот вопрос открывает суть. Диоклетиан, исповедующий порядок и закон, но не признающий Бога, перед лицом исповедующих Его – сам себя осуждает. Мученики свидетельствовали перед ним о Боге, но он не принимает свидетельства их. Потому требующий человеческие жертвоприношения (смерть христиан) за имя свое, сам не в состоянии был умереть за свое имя. Получив письмо с угрозами и подозревая, что ему готовится позорная насильственная смерть, он, как говорят, принял яд. (Авр. Викт. Извл. XXXIX) Исполнив закон Божий: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.» [Отк. 13:10]

Могло быть все иначе? Господь милосерден, и человека Он создал свободным. Близкий друг Диоклетиана правитель Армении Тиридат по его просьбе преследовал святую Рипсимию вместе со своей игуменией Гаянией и сестрами, которая бежала в Армению, не желая вступать в брак с императором, прельстившимся ее красотой. Тиридат предал деву, ее игумению и остальных 33-х сестер на жесточайшие пытки. Однако подвигом святых дев и сщмч. Григория Просветителя Армении был обращен сам Тиридат, двор его, и народ его – первое в истории царство.

Сам великомученик Георгий Победоносец свидетельствует о Боге Диоклетиану. Он явился к нему, объявив себя христианином. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан. После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отсечь ему голову мечом. Обращение мц. царицы Александры – свидетельство против Диоклетиана.

Поэтому очень важно, чтобы мы старались пребывать в вере, и часто просить Бога об этом. Ведь всякому просящему дается, надо только просить (Матфей 7:7-12), потому что Бог, если не пребываем в неверии, силен опять привить к Древу Жизни (Рим 11:23).

Насколько актуален этот выбор для нас? Существующие вне Церкви неканонические иконы Иосифа Сталина, напоминают: Сталин мертв, а культ личности жив. Это заставляет нас вспомнить о том, что и мы порой ищем сильную руку, и эта рука не рука Господа. Антихрист придет, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. (Матф 24:24;Откр. 13:8) Поэтому важно не абстрактно, а реально, снова и снова выбирать вечную жизнь, чтобы всего один раз не выбрать вечную смерть.

Залишити відповідь