Усталость от церковности

В последнее время как-то уж со всех сторон, как-то уж от слишком многих православных христиан слышу, что им надоела церковная действительность.

И “надоело” – это очень мягкое слово. В частных разговорах используются гораздо более жёсткие выражения.

Православным работникам разного рода надоело делать своё бессмысленное и чаще всего чисто мирское дело на той или иной церковной должности. Священникам смертельно надоело служить молебны-записки-панихиды-всенощные-парастасы и более чем надоело играть с начальством нескончаемую игру “в церковь”. Монахам стала нестерпимой жизнь в современных монастырях, где они по большей части – на положении крепостных, где постоянная стройка, а теперь ещё и миссионерство. Мирян воротит от бесконечных вопросов “а как поститься в наступивший пост?”, от “нельзя яблоки есть!!”, от правил и служб, от надутой и отвратительной болтовни, которую несут разные батюшки с таким видом, будто они – обладатели истины в конечной инстанции. И это уже не спишешь на “сам дурак”, на “гордость” и “несмирение”. Слишком массовым стало то, что церковность крайне утомляет церковных людей.

А вот с другой стороны: надоел ли людям обед или ужин? Нет, такие вещи не надоедают. Бывает – на то, что человек ежедневно ужинает, он не обращает внимания; но чаще всего ждёт ужина с радостью и вкушает пищу вместе с отдыхом. Обед, ужин, умыться с утра – не надоедают ведь. Выспаться как следует не надоедает. Не надоедает общение с любимым человеком. Даже наоборот – его всегда мало, всегда не хватает. Не надоедает читать присланные любимым человеком смс-ки и письма. Их читаешь и перечитываешь. Не надоедает смотреть на море. Не надоедает радоваться с радующимися и плакать с плачущими. То есть – существуют вещи, которые в принципе не могут надоесть.

И – посмотрите: Христос главное церковное действо, средоточие Церкви – Евхаристию – облекает не во что иное, а в ужин. В то, что не может надоесть. И молитва Богу – общение с тем, кого любишь. И Писание – смс-ка от него. То есть основа Церкви Самим Богом так устроена, что она принадлежит к тем вещам, которые не могут надоесть.

А отсюда делается вывод:

ЧТО В ЦЕРКВИ НАДОЕЛО – ТО НЕ ОТ БОГА.

ЧТО ОТ БОГА – НАДОЕСТЬ НЕ МОЖЕТ.

Это перекликается с Григорием Сковородой: “Что нужно, то нетрудно. Что трудно, то не нужно”.

Интересно, если этим критерием вооружить совесть? Изменится ли церковная жизнь (на частном, разумеется, уровне)?

Страничка автора в сети Facebook

Цей запис має 5 коментар(-ів)

  1. 2011-08-30 19:18 — автор: MIXAIL
    “Все-таки Тайная Вечеря – празднование Пасхи Иудейской Господом и апостолами. Ужином это назвать трудно… “.

    Полагаю, что Тайная вечеря – евангельское название седера (пасхального ужина или вечерней трапезы, если точнее), центрального, но не единственного из обрядов, входящих в порядок празднования Песаха или Пасхи Иудейской.

  2. MIXAIL

    Все-таки Тайная Вечеря – празднование Пасхи Иудейской Господом и апостолами. Ужином это назвать трудно… Что же, выходит правы протестанты, отбросившие в Богослужении и церковной жизни все, по их мнению, громоздкое и ненужное, потеряв при этом и Таинства? Я очень люблю свою работу, но по многим, зависящим и независящим от меня причинам, мне надоело на нее ходить. Вопрос – может, стоит послушаться своего “надоело”?Копать не могу, просить не умею. Тогда и кормиться нужно будет отходамии из мусорных баков или помереть с голоду. В кромешной скуке

Залишити відповідь