Адальбер-Гюстав Аман. Повседневная жизнь первых христиан. 95–197 гг.

В популярной серии “Повседневная жизнь” совместными усилиями издательств “Молодая гвардия” и “Палимсест” издана еще одна новая хорошая книжка. Она посвящена повседневной жизни христиан первых двух веков, и принадлежит перу известного французского историка раннего христианства и святоотеческого периода Адальбера-Густава Амана. Хотя и написанная более тридцати лет назад, книжка, несомненно, сохраняет свою актуальность – тем более для российского читателя, которого не так часто балуют книгами просвещенных западных авторов.

Автор, рисуя картину жизни первых христиан, опирается почти всегда на первоисточники. Но на обращении к античным первоисточникам обжигались многие историки – при кажущемся их многообразии эти источники слишком фрагментарны. Изучаемые изолированно друг от друга, они могут привести к ложным выводам. Для получения объективной картины они должны быть рассмотрены во всей своей совокупности и выверены на объективность содержания. Только таким образом историк может воссоздать модель эпохи, максимально приближенную к реальности.

А.Г. Аман прекрасно осознает эту сложнейшую задачу, сравнивая во Введении свой труд с “диковинной головоломкой”, в которой автору необходимо “собрать воедино разрозненные, неполные, покалеченные временем фрагменты”. Но даже из полученной цельной картины не так просто воссоздать картины повседневной жизни: древних историков интересовали, прежде всего, эпохальные события и исторические фигуры. Повседневная жизнь уходила при этом на второй план.

В результате автору пришлось ознакомиться с огромным количеством общих исторических и географических свидетельств, чтобы реконструировать социально-политический и идеологический контекст рождения христианской Церкви. И с поставленной задачей он, несомненно, справился. Жизнь христиан первых двух веков представлена в самых разных аспектах: в труде и отдыхе, в семье и в нехристианском окружении, в литургической и молитвенной жизни, в социально-экономической и культурной сфере.

Перед историками раннего христианства всегда стояла и еще одна трудноразрешимая задача: быть объективным. Не случайно многие подобные исследования, особенно в XX веке, делятся на две категории в зависимости от исходных идеологических установок их авторов. С одной стороны, нам предлагаются лубочные картинки, когда христиане предстают в виде непорочных ангелов, противостоящих окружающему мерзкому миру. С другой – пишется так называемая “отрицательная” или даже “криминальная” история христианства, когда действительно имевшие место с самого начала в Церкви коррупция и фанатизм возводятся в абсолют, не оставляя места многочисленным светлым и героическим страницам церковной истории.

А.Г. Амана нельзя назвать бесстрастным ученым. Верующий христианин, Аман восторгается стойкостью и, нередко, героизмом христиан в условиях разлагающегося и, порой, агрессивного античного мира. Но одновременно он показал и неготовность некоторых из них в полной мере следовать заявленным высоким идеалам христианства: “Не следует идеализировать христианскую античность любой ценой, и, прежде всего, ценой правды. Евангелие не изменило чудесным образом людей и не устранило все недостатки”.

Примеров слабости веры и духа христиан автор приводит не так много. Главные из них – склонность легко воспринимать лжепророчества и еретические учения. Но в эпоху, когда церковные структуры еще только институционализировались, христианские идеалы, в самом деле, были подвержены опасности мирских соблазнов. С другой стороны, автор почти не упоминает о неизбежных в период формирования христианской ортодоксии резких спорах и часто несправедливых обвинениях, в немалой степени заложивших будущие печальные страницы гонений на инакомыслящих. Хотя соответствующие документы – послания Игнатия, Иринея, Климента Александрийского хорошо известны.

Не могли христианские идеалы и вполне гармонировать с социальными и семейными устоями античного мира. А.Г Аман отмечает это обстоятельство, но делает упор, прежде всего, на трудности христиан, оказавшихся в языческом семейном окружении, и возлагает основную вину именно на языческое окружение. Но автор не упоминает при этом о бескомпромиссных требованиях раннехристианских апологетов, часто буквально воспринимавших евангельские слова “враги человеку – домашние его” и не придававших никакого значения такту и терпению в семейной жизни, что приводило к серьезным конфликтам.

Точно также Аман очень мало говорит о возникшем с самого начала и также неизбежном конфликте с раввинистическим иудаизмом, который привел в дальнейшем к самым печальным для евреев последствиям. Более того, автор определяет отношения христиан и иудеев в последующие века как продолжение “дискуссии”, причем указывает на ее “несколько академический характер”. Вряд ли подобная корректная терминология может быть применена к чрезвычайно резкой по духу литературе против иудеев, не говоря уж об антииудейских законах и гонениях последующих эпох.

Серьезный упрек можно предъявить автору и в том, что он явно недостаточно освещает конфликт нарождающейся христианской религии и античной культуры, ограничиваясь явно уклончивой констатацией “сдержанности” христиан в отношении культа красоты.

Отмеченные недостатки искупаются масштабностью картины и живостью изложения материала. Книга, сохраняя академичность подхода, написана ясным и доходчивым языком. Даже не вполне подготовленный читатель не только узнает новые факты, но и получит удовольствие от чтения. Этому немало способствует безупречный перевод В. Балакина, написавшего и содержательное предисловие к книге. Приятно, что издатели книги не поленились и дополнили авторскую библиографию краткой библиографией книг на русском языке.

Источник: Портал-Credo.Ru

Цей запис має 0 коментар(-ів)

  1. Anglus

    не Палимсест, а Палимпсест.

    По крайней мере, в палеографии это называется так.

Залишити відповідь до Anglus Скасувати відповідь