Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Книжная полка > Издательская деятельность Русской Православной Церкви на современном этапе

Книжная полка

Издательская деятельность Русской Православной Церкви на современном этапе


Библиография православной литературы в дореволюционной России была поистине необозримой. Однако за более чем семидесятилетний советский период иссякли источники, пополнявшие этот книжный океан.

С разочарованием людей в коммунистических идеалах и пробуждением в обществе интереса к Православию и Церкви резко повысился спрос на христианскую литературу, и с начала 1990-х годов открылаcь возможность для удовлетворения этого спроса. Теперь, по истечении десятилетия с момента начала активной издательской деятельности Русской Православной Церкви, можно уже подвести некоторые предварительные итоги.

I. Характеристика издательской деятельности епархий

Положение в регионах

Новые экономические условия, в которых существует ныне вместе со всей страной и Русская Православная Церковь, привели к определенному ослаблению связей как между регионами, так и между Центром и регионами. По этой причине даже получение информации о церковной жизни в регионах, и в частности о епархиальной издательской деятельности, — задача весьма непростая (не говоря уже о ее координации).

Тем не менее, выполняя задачу, возложенную на созданный решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года Издательский Совет Московского Патриархата, мы ведем определенную работу по сбору информации и анализу того, что делается в этом направлении в епархиях. К сожалению, информация об издательской деятельности недостаточно отражается в ежегодных епархиальных отчетах, поэтому мы сами разослали Преосвященным архипастырям нашу анкету, в которую были включены вопросы об издании епархиями православной литературы, периодики, о наличии в Епархиальных управлениях издательских отделов и др. Полученные ответы и стали основой для последующего анализа положения дел в епархиях. К сожалению, разброс в ответах на наши обращения был весьма велик: от полного отсутствия реакции (из 80 разосланных обращений в 20 случаях мы не получили ответа) до присылки нам не только полных сведений, но и образцов издаваемых книг и журналов. Как бы то ни было, но собранная нами информация позволила выявить следующую картину.

Самым распространенным видом издательской деятельности в епархиях является издание епархиальной газеты. Она может быть многополосной или представлять собой всего лишь листок, но так или иначе она несет в себе информацию о жизни епархии. Среди епархий, по которым у нас имеются сведения, лишь в двух отсутствует епархиальная газета. Более того, в ряде случаев в епархии издается не одна, а одновременно несколько газет (при этом я не имею в виду Московскую и Петербургскую епархии, где положение с издательской и журналистской деятельностью особое). Так, в Тверской епархии помимо газеты «Православная Тверь» издаются также газеты в Кимрах и Ржеве; в Воронежской — «Воронеж Православный» и «Липецк Православный»; в Екатеринбургской — «Монастырский благовест» и «Православная газета» и т. д.

Значительно меньше число епархий, в которых издаются православные журналы: этим занимаются всего в 17 епархиях. Это и понятно: издание, скажем, ежемесячного журнала значительно более трудоемкое дело, чем ежемесячной газеты (которая, кстати, часто выпускается как приложение к какой-либо светской газете и использует соответствующие ресурсы).

Еще реже в ответах говорится об издании православных книг: лишь 14 епархий указали в своих ответах, что издают книги. Эта цифра соответствует и наличию епархиальных издательских отделов (имеются в 12 епархиях), которые необходимы для того, чтобы вести планомерную книгоиздательскую деятельность. Из многих епархий сообщают, что у них нет для этого средств.

Однако отсутствие издательских отделов еще не означает полного отсутствия соответствующей деятельности в епархиях: она часто осуществляется на уровне храмов и приходов. При этом если на территории епархии имеется хорошая государственная или частная полиграфическая база, то, как правило, имеет место бурная и неконтролируемая на епархиальном уровне издательская деятельность (это характерно, например, для Твери, где находится большой полиграфкомбинат). Другая ситуация в Курске, где вследствие особой благорасположенности местной администрации к Русской Православной Церкви (губернатор А. Руцкой) издательская деятельность осуществляется на уровне госструктур.

Часто издательская деятельность в епархиях связана с активностью отдельных братств, издательств, священников или мирян, являющихся в нынешних тяжелых условиях поистине подвижниками. Например, в Нижнем Новгороде это Братство святого благоверного князя Александра Невского (председатель Андрей Стариченков), в Новосибирске — протоиерей Борис Пивоваров (гимназия Преподобного Сергия Радонежского) и Валерий Мельников (приход преподобного Серафима Саровского).

Приятно отметить, что в ряде епархий Российской Федерации церковную литературу издают не только на русском языке, но и на языке проживающих там народностей. Так, в Чебоксарской епархии издано Евангелие на чувашском языке, в Сыктывкарской — последование Божественной литургии на языке коми, в Барнаульской епархии издается журнал «Алтайская миссия» на алтайском языке.

В качестве примера успешного осуществления издательской деятельности на епархиальном уровне можно привести Самарскую епархию. Здесь создан издательский отдел, который регулярно присылает в Издательский Совет Московского Патриархата свои издательские планы, ежеквартально выходит журнал «Духовный собеседник», газета «Благовест» (2 раза в месяц), за последнее время издано около 15 книг. Примерно такое же положение дел в Ставропольской и в Ивановской епархиях.

Орловская, Пензенская и некоторые другие сообщают, что не занимаются издательской деятельностью, ссылаясь на отсутствие средств.

Москва и Петербург

Уже было отмечено, что в Москве и Петербурге положение с издательской и журналистской деятельностью особое. Думается, не будет большим преувеличением сказать, что в этих двух городах издается православных книг, газет и журналов столько же, сколько во всей остальной России.

В Москве и Петербурге выходит более двух десятков церковных журналов, из которых старейшим является официальный орган Русской Православной Церкви “Журнал Московской Патриархии” (в нынешнем году исполняется 67 лет со дня его основания и 60 лет общего времени выхода; первый период — 1931-1935 годы, с сентября 1943 года выпуск журнала был возобновлен, с тех пор выходит ежемесячно). Еще невелико число православных детских журналов, из которых в первую очередь нужно отметить журналы “Пчелка”, “Купель”, “Зорька”, “Божий мир”.

Среди православных газет отметим старейший “Московский церковный вестник”, выходящий с 1989 года, — официальный орган Русской Православной Церкви. Многие газеты, такие, например, как “Православная Москва”, “Радонеж”, хорошо известны не только в Москве, но и по всей России.

Особым родом периодических изданий является ежегодный Православный церковный календарь. Как вы знаете, сейчас многие организации, как церковные, так и частные, стремятся издавать календари, поскольку они неизменно пользуются спросом. И это нельзя не приветствовать. Следует вновь повторить, что Издательство Московской Патриархии вопреки тому, что о нем пишут недружественные Церкви средства массовой информации, вовсе не стремится установить монополию на издание календаря, напротив, оно всячески помогает другим православным издательствам в их выпуске, предоставляя им выверенную сетку церковных празднеств. Но одно дело, когда речь идет о популярных изданиях, способствующих, так сказать, постепенному “воцерковлению” обычного светского календаря, и совсем другое — издание Патриаршего церковного календаря. Последний имеет свои особые задачи — предназначенный главным образом для клира Русской Православной Церкви, он служит для упорядочения богослужения, для достижения богослужебного единства Церкви. Одно дело — светский календарь (указание в нем дней памяти святых и двунадесятых праздников еще не делает его церковным), и совсем другое — церковный календарь с богослужебными указаниями и чтениями: проблемы, которые возникают при составлении последнего, таковы, что в ряде случаев даже многоопытным сотрудникам Издательства Московской Патриархии приходится обращаться за разъяснениями в Богослужебную комиссию при Священном Синоде, а иногда и лично к Святейшему Патриарху. Недопустимо, чтобы в календарях различных епархий эти проблемы решались по-разному (как иногда бывало в дореволюционной России). Тем более недопустимо вмешательство частных лиц в решение календарных проблем. К сожалению, бывают случаи целевого заказа у таких лиц календарей для своих епархий некоторыми архиереями.

И конечно, недопустима имеющая еще место практика пиратских изданий церковных календарей, когда издатель в погоне за материальной выгодой попросту крадет и присваивает себе результаты чужого труда. В таких случаях мы будем отстаивать свое авторское право на Патриарший православный церковный календарь. В прошлом году мы выиграли дело по иску Издательства к частной фирме “Русское рекламное издательство”: несмотря на организованную ответчиком с целью давления на суд кампанию в прессе, суд признал авторское право на настольный православный календарь Издательства Московской Патриархии. Особенно возмутительно то, что произведенная пиратами продукция легко находит себе спрос не в светских книжных магазинах и не на окраинах нашей страны, а в ряде столичных храмов, в том числе в Храме Христа Спасителя, настоятели этих храмов не считают для себя зазорным иметь дело с субъектом не только морально нечистоплотным, но и ставшим на путь открытого газетно-судебного противостояния Русской Православной Церкви.

Особо следует сказать еще об одном полезном ежегодном издании, выпуск которого в последнее время возобновлен Издательством Московской Патриархии. Это Богослужебные указания на каждый год — издание, незаменимое в нынешних условиях, когда многие недавно рукоположенные священнослужители не имеют еще достаточного опыта совершения богослужений.

Наконец, несколько слов следует сказать и о начале освоения церковными организациями нового вида изданий — электронных СМИ. Я имею в виду всемирную компьютерную сеть Интернет, ставшую в западных странах уже привычным средством получения информации и ныне получающую широкое распространение и в России. С помощью этой сети каждый ее пользователь может получать информацию из любой точки Земного шара. Целый ряд церковных структур как в центре, так и в епархиях сейчас предпринимает усилия, направленные на установку компьютерного оборудования для обеспечения прямого выхода во всемирную сеть Интернет. Это позволит нам использовать еще один канал информации, с помощью которого к сокровищнице Православия сможет получить доступ наиболее просвещенная часть молодежной аудитории, а также русскоязычное население за рубежом, куда из-за дороговизны пересылки наша периодическая печать практически не доходит.

В настоящее время имеется уже около двух десятков православных серверов на русском языке. В Интернет выходят и Синодальные учреждения (например, Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата), и отдельные епархии (первопроходцами здесь являются Нижегородская и Санкт-Петербургская епархии), и отдельные храмы и монастыри (например, Свято-Введенский Толгский монастырь, Успенское подворье Оптиной пустыни в Петербурге), и учебные заведения (Свято-Тихоновский Богословский институт). Одним из наиболее крупных является сервер “Православие в России”, созданный при содействии фонда “Русская культурная инициатива”, на его страницах размещаются, в частности, такие газеты, как “Радонеж” и “Православная Москва”.

II. Характеристика издательской деятельности

по основным разделам литературы

Характеризуя основные разделы православной литературы, изданной и продающейся в настоящее время в книжных магазинах, следует отметить, что ее рубрикация соответствует основному кругу церковно-богословских дисциплин: это прежде всего Священное Писание, богослужебная литература и литература по литургике, отцы и учители Церкви, богословие, проповедь, экзегетика, литература по церковно-общественным вопросам, по вопросам организации приходской жизни, история Церкви (как древней, так и Русской; сюда же можно отнести мемуарную литературу), катехизическая литература и апологетика, аскетика, эсхатология, агиография, христианская педагогика, храмы и монастыри, справочники, словари и энциклопедии, духовная поэзия и беллетристика.

Охарактеризуем теперь основные достижения в православном книгоиздании по главным разделам литературы.

Священное Писание

Потребность в Священном Писании была удовлетворена в первую очередь, большой вклад в это дело вносит Российское отделение Библейского общества; сейчас практически в любой книжной лавке, где продается православная литература, можно купить и Библию, и Евангелие. Однако здесь есть и проблема: иногда можно встретить в продаже книги Священного Писания с неканоническим текстом (никем не утвержденный новый перевод), но тут мы затрагиваем общую проблему отсутствия духовной цензуры, которая является на данном этапе развития книгоиздательской деятельности в России весьма насущной.

Творения святых отцов и учителей Церкви

Переиздания святых отцов в основном осуществляются репринтом, одним из первых было переиздано Добротолюбие, переиздаются Творения святителя Иоанна Златоуста (в 12 томах), переизданы творения Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Симеона Нового Богослова и др.; из творений русских святых — труды Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Иоанна Кронштадтского и др.

Из новых изданий, выполненных на современном академическом уровне, можно указать на подготовленные А. И. Сидоровым труды Максима Исповедника, аввы Евагрия, аввы Аммона и др.

Жития святых

В этом направлении важнейшим делом стало репринтное переиздание Житий святых святителя Димитрия Ростовского. Было также переиздано много различных патериков и отечников. Переиздан “Полный месяцеслов Востока” архиепископа Сергия (Спасского) и некоторые другие известные месяцесловы. Начато издание Житий святых для детей. Весьма велика литература, посвященная житиям отдельных святых. Так, Издательство Московской Патриархии переиздало в новом оформлении капитальный труд Л. Денисова, наиболее полно освещающий житие и подвиг преподобного Серафима Саровского.

Богослужебная литература

По нашему мнению, богослужебная литература должна издаваться централизованно, во избежание различных разночтений и могущих произойти отсюда нестроений. К сожалению, в последнее время наметилась тенденция самостоятельного издания богослужебной литературы различными церковными издательствами и даже частными лицами. Конечно, богослужебные книги Русской Православной Церкви, составленные в глубокой древности, не могут быть объектами авторского права и для их издания не требуется никакого специального разрешения. Однако неквалифицированное издание таких книг оскорбляет чувства верующих. Нам представляется, что средство борьбы с подобными пиратскими изданиями предоставляет недавно принятый новый Закон о свободе совести и о религиозных объединениях, в статье 17, часть 2, которого сказано прямо: Религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения. Следовательно, никакие частные фирмы не могут издавать богослужебные книги (в том числе “Молитвослов”). К сожалению, пока еще нет каких-либо правовых документов, определяющие ответственность за нарушение цитированной выше статьи закона.

Важно отметить также, что в настоящее время у нас в стране наблюдается оживление гимнографической деятельности, что, в свою очередь, связано с повсеместно происходящей канонизацией новых святых. Составляются новые службы, акафисты. Следует подчеркнуть, что в этих условиях особенно возрастает роль Издательства Московской Патриархии, которому, как и в прежние годы, должна принадлежать прерогатива издания богослужебной литературы. Именно в Издательстве Московской Патриархии, работающем в непосредственном контакте с Синодальной богослужебной комиссией, возглавляемой епископом Орехово-Зуевским Алексием, сосредоточены кадры, способные осуществлять издание богослужебной литературы на необходимом научно-богословском уровне. В Определении Священного Синода, принятом 17 июля 1997 года, сказано: “Дать рекомендацию православным издательствам при публикации новых богослужебных текстов в дополнение к грифу “По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II” печатать: “Текст службы (акафиста) рассмотрен Синодальной комиссией по богослужебным вопросам в __ году и утвержден для общецерковного употребления решением Священного Синода (дата)””. Всем православным издателям необходимо выполнять указания Священноначалия.

В настоящее время Издательством подготавливается новое, переработанное издание полного корпуса минейных служб, службы и жития новопрославленных святых.

Богословская литература

Переизданы многие капитальные труды по различным разделам богословия, например Деяния Вселенских Соборов в 7 томах, Правила Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима, Толковый Типикон Н. Скабаллановича, переизданы отдельные важнейшие работы русских богословов дореволюционной школы (А. Лебедева, А. Спасского, С. Зарина), богословов русской эмиграции (священников Сергия Булгакова, Георгия Флоровского, Николая Афанасьева, Василия Зеньковского и других). Продолжает выходить сборник “Богословские труды”, в котором печатаются труды современных богословов. К сожалению, пока еще очень мало издается новых учебников для богословских и церковноприходских школ и для самообразования.

Литература по истории Церкви

Из работ по истории Русской Церкви важнейшим событием следует считать переиздание многотомного труда митрополита Макария (Булгакова), поскольку это переиздание осуществлено на высоком научном уровне, с комментариями и дополнительными томами, в которых история Русской Церкви доведена до наших дней. Переизданы также капитальные курсы А. Карташева и Е. Голубинского. По истории Древней Церкви переизданы написанные в эмиграции труды М. Поснова и Н. Тальберга, лекции по истории Древней Церкви В. Болотова в 4-х томах и др. Из работ по новейшей истории следует отметить изданные Свято-Тихоновским Богословским институтом “Акты Святейшего Патриарха Тихона” — сборник архивных материлов по истории Русской Церкви послереволюционного времени. Тот же институт начал выпускать многотомный биографический словарь новомучеников (пока вышел 1-й том).

Справочная литература

Переизданы репринтом “Библейская энциклопедия”, “Полный церковно-славянский словарь” Григория Дьяченко, “Настольная книга церковнослужителя” С. В. Булгакова и др. Из современных изданий можно указать лишь на энциклопедический словарь “Христианство” в трех томах, выпущенный издательством “Российская энциклопедия” на основе незаконченного издания “Богословской энциклопедии” Лопухина-Глубоковского с некоторыми добавлениями. Важнейшим событием следует считать создание специального научного центра по изданию Православной богословской энциклопедии на современном научном уровне.

III. Деятельность Издательского Совета

Московского Патриархата и проблема духовной цензуры

Необходимо сказать также о той работе по координации работы православных издательств России, которую проводит Издательский Совет Московского Патриархата. За последнее время в Совет было направлено около полусотни обращений с просьбами о благословении на издание тех или иных книг. В четверти случаев Совет не мог дать испрашиваемого благословения, в остальных случаях рукописи подвергались благожелательной критике и с поправками и замечаниями были рекомендованы к изданию. Для рассмотрения представляемых книг Издательский Совет имеет возможность привлекать к работе компетентных специалистов по любому вопросу, в том числе профессоров и преподавателей Духовных школ, ведущих светских ученых. Мы заинтересованы и в том, чтобы книг выпускалось больше, и в том, чтобы их содержание полностью соответствовало православному вероучению и русской церковной традиции.

В мае 1997 года Издательским Советом Московского Патриархата и фирмой «Книга-сервис», которая занимается почтовыми пересылками, был выпущен «Каталог изданий Русской Православной Церкви». Значение такого Каталога в настоящее время весьма велико, поскольку во многие храмы отдаленных епархий и даже епархий, близких к Москве, зачастую не доходят сведения об издаваемой ныне духовной литературе, не говоря уже о самих изданиях, которые практически невозможно купить где-нибудь на Дальнем Востоке или в Казахстане, на Украине или даже в центральных областях России. Каталог предполагается издавать два раза в год. Каждая представленная в нем книга снабжена краткой аннотацией. Каталог был разослан в значительную часть храмов Русской Православной Церкви, во все Епархиальные управления, монастыри, Духовные учебные заведения. Его тираж — 30 000 экземпляров, затраты по изданию Каталога взяла на себя «Книга-сервис». В настоящее время подготовлено и сдано в типографию второе издание Каталога, который для сделавших заказ по нему будет прислан бесплатно. Каталог будет введен и в сеть Интернет.

В настоящее время к работе по составлению Каталога привлечено более 30 православных издательств России.

В заключение следует более подробно остановиться на проблеме духовной цензуры. Увеличение общего потока книг и одновременно ослабление контроля за качеством издаваемой литературы иногда приводит к случаям выпуска книг недопустимо низкого уровня. В качестве примера можно указать на книгу «Иерусалимский батюшка — иеросхимонах Феодосий», изданную в серии «Подвижники благочестия XX века» в Москве в 1994 году; при этом на титуле указано: «Издается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II», хотя Святейший Патриарх ее и в глаза не видел (книга эта издавалась также братством в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» под названием «Старец Феодосий, подвиги и чудеса» в Москве, а в Кисловодске было издано «Житие с Акафистом старцу Феодосию»). Книга эта наполнена самыми невероятными небылицами. Так, в ней утверждается, что Феодосий, умерший в 1948 году и живший почти полтора века, служил в «придворном храме» Константинополя, хотя в XIX веке никаких христианских императоров в Константинополе не было и быть не могло: с XV века Стамбулом правили султаны. Книга содержит немало других подобных «открытий» в церковной истории. Но главное, что в ней приведены молитвы к преподобному Феодосию, хотя на момент издания книги он не был канонизован даже как местночтимый святой. Вообще молитвы, акафисты, жизнеописания нужно взять под церковную цензуру, дабы избежать смущения среди верующего народа.

К сожалению, в печати появляются и такие «жития» подвижников благочестия, которые очень трудно отличить от жизнеописаний магических целителей и ясновидцев типа Ванги. Хотя они и выпущены издательствами, называющими себя православными, но тем не менее содержат в себе вымыслы, магизм, непристойные нападки на Церковь. Как правило, эти жития есть результат путаных воспоминаний «духовных дочерей» этих подвижников спустя десятилетия после их кончины. Чего только не прочтешь в таких житиях! И что нельзя молиться о тех, кто сжигает тела своих родственников, и что без головного убора женщина не должна ходить и даже спать, и что нельзя допускать к Причастию того, у кого в доме живет собака… и что Хрущев, желая умертвить треть населения, приказывал вместо пшеницы засевать плевелы из Америки, и что в Москве в 1989 году на Страстной седмице должно было быть землетрясение, но оно было предотвращено молитвами подвижника, и что повышение пенсии — это к приходу антихриста, и т. д. и т. п.

Духовная жизнь, как она предстает из таких книг — не борьба с грехом, а борьба с «порчей» и «сглазом», и духовная брань — не подвиги воздержания, милосердия, любви, а борьба с «порчей» путем раздачи освященных по некоему особому способу (не церковному!) масла и воды… Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский за всю жизнь сподобились лишь нескольких посещений Пресвятой Богородицы, а персонажей некоторых современных книг чуть не каждый день посещают и Илья Пророк, и Симеон Богоприимец, и, конечно, Пречистая Дева Мария…

Зачастую в таких книгах искажается облик настоящих святых, иногда им приписывается жестокость; так, в одной из книг рассказывается, что святой праведный Иоанн Кронштадтский во время вскрытия его гробницы встал из гроба и грозно сказал: «Нечестивцы! уморю голодом!», что и «сбылось» (сотни тысяч уморенных в блокаде). Но неужто за осквернение своей могилы святой будет мстить миллионам безвинных людей?!

При этом люди, которым посвящены эти книги, вполне могут быть истинными подвижниками, но рассказы о них написаны людьми, явно находящимися в состоянии прелести. Такое бывало и в прошлом, вспомним, например, культ отца Иоанна Кронштадтского у секты «иоаннитов». Но в старое время было средство борьбы со всеми подобными преувеличениями и неумеренностью — духовная цензура, осуществляемая со стороны православного богословия, одна из задач которого — борьба с мифологией и суевериями.

Но в современных условиях, когда богословское образование в последние десятилетия у нас в стране было не на высоте, когда в православное книгоиздание пришло много новых людей, на страницах церковной печати находят место самые невероятные вещи.

Отсюда со всей остротой возникает проблема цензуры. Слово это ныне явно не в моде, сейчас не изжито еще увлечение свободой, но, если мы хотим хранить, как наши прадеды, веру православную, без введения цензуры нам не обойтись — вопрос лишь в том, в каких формах она должна осуществляться.

Некий аналог цензуры имеется и сейчас: на многих книгах мы видим гриф: «Печатается по благословению…» (Святейшего Патриарха, правящего архиерея или Издательского Совета). Но, во-первых, наличие такого грифа сейчас вовсе не обязательно для продажи книг, а во-вторых, сравнивая нынешнюю практику с дореволюционной, когда на книгах ставилась отметка: «Печатать дозволяется» с присовокуплением имени цензора, разрешившего книгу к изданию, нельзя не отметить, что в ряде случаев старая формула имеет явные преимущества, поскольку является нейтральной, говорящей лишь о том, что в данной книге нет ничего противоречащего православному вероучению. Такая формулировка нейтральна по отношению к уровню конкретной книги, которая может быть написана хорошо, талантливо или, напротив, весьма посредственно, но цензор и не рекомендует ее для чтения, он только свидетельствует о ее православности.

Совершенно иное звучание имеет словосочетание «Печатается по благословению…»: здесь не только свидетельство о православности книги, но и оттенок одобрения данного издания как такового, и, по существу, согласие благословляющей инстанции с содержанием книги. Однако иногда приходится иметь дело с изданиями, в которых авторы высказывают положения спорные, пререкаемые, излагают частные богословские мнения. К этому разряду произведений следует отнести едва ли не все духовное наследие так называемого русского религиозно-философского ренессанса начала ХХ века — книги отцов Павла Флоренского и Сергия Булгакова, многие работы А. В. Карташева, Н. О. Лосского, Н. А. Бердяева и др. Все они исповедовали себя православными христианами, во многих областях внесли существенный вклад в русскую православную мысль, и потому издавать их труды необходимо, не оставляя это дело на откуп нецерковным издательствам. Но одновременно они высказывали и спорные мысли, и потому использовать гриф «Печатается по благословению…» в данном случае неуместно.

Поставленный вопрос имеет самое непосредственное отношение к компетенции Издательского Совета как органа, координирующего православную издательскую деятельность, поскольку нам приходится сталкиваться с ситуациями, когда рецензируемую книгу хотелось бы увидеть напечатанной, но только не под грифом «Печатается по благословению…».

Завершая доклад, хотел бы призвать Божие благословение на работников церковного издательского дела и выразить надежду, что они и далее будут самоотверженно и добросовестно трудиться, внося свою лепту в общее дело — распространение православного христианского просвещения в нашей стране.

Дата публикации: 17.01.2004