Закончил чтение переписки о. Александра Меня и о. Всеволода Рошко (“Из современных проблем Церкви”). Отец Всеволод – автор одного из лучших исследований о преп. Серафиме Саровском. Выяснилось, что о. Всеволод помогал Меню с современными западными книжками. У обоих много размышлений о католичестве и православии, о сближении традиций. Идя разными путями, проживая в разных странах (о. Всеволод был католическим русским священником), они были очень интересны друг другу. Вот кое-какие мысли, какие я выписал из книжки (принадлежат, в основном, о. Александру).
1.Как важно оберегать в Церкви плюрализм, есть разные типы богословствования, типы благочестия, типы созерцания, стили богослужения. Их оправдание в многообразии человеческих типов, в первые века христианства не было единой евхаристической формулы и единого типа литургии.
2. Ложь в деле Божьем мстит за себя.
3. Претендовать на чудо может или очень святой человек или очень самообольщающийся.
4. Каждая религия проходит три основные стадии: пророческую, миссионерскую и клерикальную.
5. Временные тактические успехи не возместят утраты духа свободы.
6. Творить благо лишь одной филантропией и благотворительностью мало, нужны перемены структур и систем.
7. Если христианский журнал или общество, или орден всецело уходят во внешнюю деятельность, они теряют право на существование как христианские.
8. Священная история продолжается, и диалог Заветов не кончен.
9. У Соловьева и его последователей есть органическое понимание мира и познания, в котором находят свое место и наука, и теоретическая мысль, и мистика, и богословие.
10. Наука стоит на опыте, но и духовная жизнь вытекает из него. В этом их единство.
11. Корни разделения христиан не в вероучении.
12 Чудо и тайна Церкви заключаются в том, что она (по образу Триединства) соединяет, не уничтожая индивидуального. История Церкви только начинается.
“Претендовать на чудо может или очень святой человек или очень самообольщающийся.”
Как это понять? Это что же, простой христианин не может надеяться на чудо исцеления? А я хочу надеяться! 🙂
В каком-то смысле для болящего человека отсутствие святости может компенсироваться дерзновением. Если мы вспомним, за Христом многие ходили из тех, кто нуждался в исцелении. Так что универсального ответа, здесь, наверное, не существует.