Таинство Евхаристии во все времена провозглашалось Церковью, как главное священнодействие, центральное Таинство, объединяющее вокруг себя всю церковную жизнь и являющееся центром, к которому устремляется жизнь каждого христианина. Но на практике в истории Церкви народное благочестие давно оттеснило Божественную литургию с центрального места на периферию, и почитание литургии во многом свелось к «выстаиванию» службы. Многие христиане считают для себя важным просто присутствовать на богослужении, не обязательно понимая его, не участвуя в нем до конца во всей полноте.
Такое искажение связано с тем, что само литургическое богословие не развивалось в течение многих веков. Золотой век Византии давно прошел, а благополучие церковной жизни поставило жизнь верующего человека в строгие рамки и свелось к определенным благочестивым формам, в которых литургия перестала наполнять смыслом жизнь христианина. Сущность веры для многих — это хождение по церковному кругу богослужения: от Пасхи до Пасхи, от поста до поста. Человек так привыкает ходить по церковному кругу, что за Христом ему ходить уже не надо. Удобно и приятно ходить этим кругом, меняя праздничные платочки и совсем не задумываясь о смысле этого хождения.
Очень многие ложные формы благочестия веками воспитывали церковных людей и создали народ, не участвующий в Евхаристии, а только присутствующий на ней, не переживающий литургию как встречу с живым Богом, а наслаждающийся громким партесным пением, величественным каждением громогласных дьяконов на ектенье, блеском облачений, торжественным выходом священников на Великом входе, удачной проповедью священника. А само Причастие в течение долгого времени оставалось чем-то сверх-обычным или сверх-естественным в жизни христианина, воспринималось как особое действие, связанное с какими-то исключительными периодами жизни, например, с Великим постом. Стало считаться благочестивым причащаться на литургии редко, не причащаться каждую неделю или на каждом богослужении. Поэтому и смысл христианской жизни, и знание близости Бога, присутствия Христа в своей жизни для многих христиан отошло на второй план, а главным стала традиция и внешняя обрядовая форма.
Богослужение стало восприниматься христианином как какое-то особенное приношение себя Богу: «Я пришел на литургию, и таким образом совершил какое-то важное для Бога действие. Я служу Богу тем, что я пришел в храм». При этом меняется сам смысл слова «богослужение», мы часто не понимаем, что, когда мы приходим в Церковь, мы приходим в ту же сионскую горницу, где Господь умыл ноги своим ученикам, и Он начинает это делать с нами. Все, что совершается в храме, это непрестанное служение Бога человеку, и на Литургии не человек служит Богу, а Бог совершает Свое богослужение по отношению к нам: Он отдает нам Свое Тело и Свою Кровь.
Сегодня наша Церковь начинает дышать по новому, смотреть по-новому, слышать по-новому, по-новому ощущать и богослужение, и Таинство, потому что за это столетие форма христианской жизни очень изменилась. Долгий период атеизма в наших странах лишил Церковь преемственности и традиции, а гонения, которые пережила Церковь, разломали привычные формы благочестия. Многие священники стараются снова сделать литургию центром жизни христианина, снова взглянуть на Церковь как на общину первых христиан, потому что мы стали первыми, мы — новые христиане, приходящие в Церковь: мы сегодня впервые и первыми приходим в храм, мы сегодня впервые и первыми становимся христианами.
Мы очень похожи на первых христиан: для нас, как когда-то для них, все — новое. И для нас очень важным становится это ощущение, знание и понимание литургии, как ее знали христиане первых веков. Поэтому книга отца Андрея Дудченко сегодня очень актуальна, ведь книг о литургии, которые были бы доступны христианам, почти нет. Издается много книг о том, как вести себя в храме, как правильно поститься, как решать какие-то житейские и абсолютно неважные вопросы… А вот книг о литургии, о том хлебе насущном, о котором мы просим Господа в молитве Господней, почти нет. Есть прекрасные книги архимандрита Киприана (Керна) и отца Александра Шмемана, но они требуют богословской подготовки или предполагают определенную церковную грамотность и понимание этого языка. Поэтому так важно, что сегодня появляются книги, подобные прекрасной книге отца Андрея, — это еще один призыв к новым христианам. Она дает возможность любому человеку, на любом уровне и при любой подготовке понять, что является центром христианской жизни, с чего она должна начинаться, куда ему стремиться и каким образом сегодня оживать в Боге.
Послесловие прот. Алексия Уминского к книге прот. Андрея Дудченко “Евхаристия: прошлое, настоящее, вечное”.