“Дядя Коля” против… Инсталляция Павла Проценко и епископа Варнавы

На религиозном книжном рынке в последнее десятилетие стала заметна новая категория изданий – скажем так, “режиссерские” книги. От обычных они отличаются тем, что визуальный ряд в них имеет такое же большое значение, как и содержание. Книга становится не только источником знания, но и образов. Да и само издание воспринимается как инсталляция, объект для рассматривания и медитации. 


В подобных книгах после дизайна важнее всего не текст, а рубрикатор. И автор действительно больше похож на режиссера, главная задача которого состоит в том, чтобы отобрать самое интересное.


К таким изданиям, без сомнения, могут быть причислены только что увидевшие свет записные книжки епископа Варнавы (Беляева) “”Дядя Коля” против…” (1950 – 1960. Сост., вступит. очерк, коммент. П.Г. Проценко. – Нижний Новгород: издательство “Христианская библиотека”). Здесь и обилие черно-белых иллюстраций, отсылающих нас к 50-м годам прошлого века, и многочисленные заголовки и подзаголовки, и внушительная вступительная статья “Опыт прочтения советской утопии”, дающая целостную картину того, с чем подробно знакомит книга. Если бы ее составитель Павел Проценко вынес на обложку свое имя вместе с епископом Варнавой, он не погрешил бы против истины. Проценко по праву является ее соавтором. Тем более что во время оно, а именно в июне 1986 года, его арестовали и приговорили к 3 годам лагерей за интерпретацию сочинений епископа. В обвинительном приговоре так и говорится: “Проценко П.Г. использует повествование о жизненном пути епископа православной церкви Варнавы, осужденного в довоенный период за антисоветскую деятельность, как удобную форму для изложения читателю заведомо ложных измышлений о советском государственном и общественном строе, который он именует не иначе, как преступный”.


“Соавтор” Павла Проценко епископ Варнава в 1922-м ушел с кафедры, представившись психически больным. Но и это не спасло его от ареста в 1933-м. После освобождения он поселился в Томске, а в 1948 году перебрался в Киев, где и жил до самой смерти (1963) (похоронен на Байковом кладбище. – Ред.). Для соседей он был просто “дядей Колей”.


Начиная с октября 1950 года “дядя Коля” начинает заполнять убористым почерком записные книжки (от более раннего времени сохранились только разрозненные заметки, хотя дневники он вел всю жизнь). К ним он подклеивает материалы – газетные вырезки, фотографии, рисунки. В результате получился многостраничный репортаж из советского зазеркалья, интересный современному читателю не какими-то откровениями, а возможностью погрузиться в атмосферу эпохи, в историю повседневности.


Епископ Варнава ведет постоянную полемику со сталинским раем, показывает, что он шатается, трещит по швам. Без обиняков Варнава описывает быт и нравы столицы Украины, пересказывает с комментариями всевозможные слухи, фиксирует самые разные фигуры поведения. Скажем, некоторые киевлянки перед выходом из трамвая во время сильного дождя снимали с себя платье, чтобы не испортить его, и шли в одном нижнем белье. Говорит он и о более серьезных вещах, таких, например, как распущенность нравов в молодежных общежитиях. И вспоминает царское время – что было тогда прилично, а что нет.


Эти качели, эта постоянная обращенность к дореволюционной России не имеет и намека на стилизацию. Автор хорошо помнит, как учили, как воспитывали при царизме и какой реальной свободой обладал человек. Например, дядя Коля замечает, что современный труженик имеет право на двухнедельный оплачиваемый отпуск. А в дореволюционной России рабочие и крестьяне отдыхали неделю на Рождество и неделю на Пасху, а также не работали в другие двунадесятые праздники.


За всеми декларативными лозунгами, замечает Павел Проценко, автор видит двойное дно и злой умысел идеологии. Поэтому всегда в своих описаниях и рассуждениях он встает на сторону “загнивающего Запада”. При этом он жестко критикует Московскую патриархию за ее участие в играх Кремля. В миротворческих акциях советского правительства, к примеру. “Сейчас пропагандируют мир, и даже Московская патриархия ввязалась в эту кампанию. Но иное есть мир Христов, а иное мир в шайке разбойников”, – пишет он. Любопытно, что в контексте этих размышлений появляется имя знаменитого святителя-хирурга Луки (Войно-Ясенецкого). По точному замечанию Варнавы, проповедь архипастыря, опубликованная в Журнале Московской патриархии (ЖМП, N1, 1948), переполнена выражениями из коммунистических газет. “Нельзя повернуть колесо истории вспять”, “поджигатели войны”, “желание новых военных прибылей и стремление США к экономической и политической власти над всем миром”. “Как это относится к началу личного спасения и к Христову миру во Святом Духе?” – спрашивает епископ Варнава. А по поводу слогана “фашистское греческое правительство” говорит, что для архиерея оно должно быть братским, православным, поскольку стоит на страже церковных интересов.


Варнаву не устраивает компромиссная позиция Луки, вполне, на его взгляд, приспособившегося к ложной конструкции. Хотя он видит в нем масштабную личность. Страницей выше с восхищением пишет, что Лука выступал перед медицинскими работниками в рясе и “ученая публика удивлялась этому несоответствию”.


Катакомбного епископа пугала советско-церковная симфония. Постсоветская, наверное, испугала бы его не меньше. Потому что коммунисты стремились уничтожить все, что лежало в другом измерении. Нынешняя власть, при всей своей “прицерковленности”, другим измерением тоже пренебрегает.


Епископ Варнава с помощью бывшего диссидента Павла Проценко создал макет позднего сталинизма, некую внушительную инсталляцию. И таких книг на религиозные темы, если присмотреться, появляется немало.


Процесс изменения религиозных изданий отражает общие процессы, идущие на российском книжном рынке, двинувшемуся в сторону “режиссерских” проектов. В последнее десятилетие немало книг стало появляться на электронных носителях: всевозможные энциклопедии, монографии, художественные альбомы и даже беллетристика. Некоторые эксперты (например, главный редактор “Алетейи” Игорь Савкин) прогнозируют, что скоро читатели будут “листать” только компьютерные страницы. Хотя, мне кажется, что традиционные жанры не будут окончательно вытеснены компьютерными аналогами. Экран компьютера слишком агрессивен, а интерактивность – вовсе не такая привлекательная вещь, какой казалась недавно.


Одно время на религиозном книжном рынке России стала заметна новая категория интерьерной продукции. Издания, для чтения не то чтобы не предназначенные, но на него не рассчитанные. Например, трехтомная Библия с иллюстрациями Доре: кожаный переплет с тиснением, золотой обрез, веленевая бумага… Однако разразившийся кризис сильно сократил этот рынок. Чего нельзя сказать о “режиссерских” изданиях. В какой-то мере они создают альтернативу экранному чтению. Да, в перевозке они не очень удобны. И все-таки мне, к примеру, не страшно было взять с собой в метро книгу епископа Варнавы. Такую инсталляцию и подержать в руках приятно, и полистать. 800-страничный фолиант, в конце концов, не такая тяжесть.


Ежедневный журнал

Цей запис має 18 коментар(-ів)

  1. Киномеханик

    Да, Костя. В том то и отличие православных христиан (да и вообще христиан), что они умеют слушать и слышать другого, каким бы с их точки зрения неправым этот другой ни был. Но большинство православных форумов превращается в невесть что из-за того, что здесь очень удобно НЕ слышать и НЕ понимать. Ведь ты не видишь виртуального собеседника. А значит, вроде бы, его и нет. И начинает казаться, что ты не "тварь дрожащая, а право имеешь" поносить, хаять, оскорблять. Ведь это мол, не по-настоящему, понарошку. В этом и есть то самое болезненное самоутверждение, о котором Вы говорите, – у таких людей есть серьезная психологическая проблема – покричать из кустов. Впрочем, справедливости ради, нужно сказать, что некоторые умеют не только из кустов кричать, но и хорошие дела творить, хоть таких и мало. И эти дела, все равно, не являются оправданием той грязи, которую они же и рассыпают в Сети.

  2. Костя

    Не хочу обсуждать конкретную какую-нибудь личность, но мне кажется проблема не только в "православствующих" или тому подобных. Проблема в том, что многие люди Православие используют как площадку для самоутверждения. Только не утверждения в Истине, а скорее несколько болезненом самоутверждении индивида, возможно ущербного в чем-то. Опять таки, я не касаюсь никого лично. Еще одна проблема в том, что люди то ли отвыкли, то ли и не привыкали слушать и слышать, а не только говорить. Из-за этого многие православные и тому подобные форумы превращаются в такой, простите, срач, за которым не видно кто во что верит и верит ли вообще…

  3. Киномеханик

    Костя, увы, это у Игоря с младых лет – посылать вон из церкви всех, кто ему не нравится. Как же они хотят (такие, как Игорь, православисты) выгнать всех и усесться посреди церкви и быть довольными донельзя. Это не то что не христианство, это даже не сектанство. Это вообще непонятно что.

  4. Костя

    Игорю
    Послушайте, а Вы не слишком много на себя берете указывая кому и куда "валить"? И с каких пор слово "валите вон" стало использоваться искренними христианами по отношению к другим христианам? Или Вы считаете нормальным говорить с другими таким тоном? Это христианский тон? Я этого, извините, но не понимаю.
    Как мне кажется, хотя могу видимо и ошибаться, христианин должен быть примером для людей. Какой же Вы(конкретно Вы, не надо указывать на других, их тоже это касается) подаете пример для, к примеру, случайно зашедшего на этот сайт? Такая манера общения думаете может послужить пользой для других?

  5. Игорь

    Странно, весна заканчивается, а весеннее обострение политически одержимого Библиотекаря не проходит.
    И ему подпевает Киномеханик, коего христианином тоже назвать нельзя: Высшая иерархия, "…- да, конкретный совок". Ну тогда валите из нашей Церкви, безбожники, если вам так ненавистна наша иерархия. Впрочем, вы в ней никогда и не были.

  6. Киномеханик

    Смотря, что считать церковью, Библиотекарь. Высшая иерархия, "православствующие" братства и "православствующие" активисты – да, конкретный совок. Задуренные прихожане – были всегда. И до 1917-го тоже. А вот то, что в МП много людей мыслящих, переживающих и противостоящих совку – тоже факт. Так что сама церковь не может быть советской. Совками могут быть люди, составляющие ту ил иную ее общину, тут или иную ее часть. Советской церковь становится, когда заигрывается в политику. Но снова же не церковь, а так называемые "старцы" да поводыри "духовныя".

  7. Библиотекарь

    Игорьку
    "Гугли", "гугли".
    Эти статьи на это и расчитаны.
    А сдача Севастополя на 25 лет не далеко заходит.
    Да, кстати, чтил твой опус на одном из сайтов антипутинских. Там ты поставил карту россии окруженную американскими ракетами.
    Только вот нападение будет со стороны Китая.

    И насчет борьбы с МП.
    Если Киев не может пообороть сталинскую МП, то пусть Народный Китай УНИЧТОЖИТ!

  8. Библиотекарь

    Вижу, что МП – СОВЕТСКАЯ церовь. АБСОЛЮТНО!
    (Извините, Киномеханик).

  9. Киномеханик

    Павел, мы тоже много чего говорим. Особенно когда злимся или пытаемся кому-то что-то доказать. Для меня главное то, что архиепископ Лука спасал людей. И спас он их столько, что нам с вами даже заикаться не стоит. Так что не имеют значения его слова, сказанные, между прочим в определенной обстановке и в определенное время.

  10. Киномеханик

    "При встрече, скажу Диме, что его шутки заходят слишком далеко."

    Ага! А Корчинский сразу станет каяться и просить дабы гуру его простил 🙂 Да и. вообще, фраза интересная с точки зрения психоаналитического портрета тов. Игоря

  11. Игорь

    Рыжему. Я разве говорил, что ДРУЖУ с Корчинским? Все люди, занимающиеся общественно-полдитическими вопросами на более-менее высоком уровне знакомы между собой.
    Опять маргиналам мерещаться заговоры, "дружбы".

  12. Рыжий анархист

    ИГОРЬКУ.
    Вот, дорогой, Вы и проболтались. Дружба с Корчинским до добра не доведёт. Теперь понятны Ваши странности…
    Пы.Сы. Флуд самому противен.

  13. Николай

    По точному замечанию Варнавы, проповедь архипастыря, опубликованная в Журнале Московской патриархии (ЖМП, N1, 1948), переполнена выражениями из коммунистических газет. "Нельзя повернуть колесо истории вспять", "поджигатели войны", "желание новых военных прибылей и стремление США к экономической и политической власти над всем миром".

    Жизнь показала, что прав был святитель Лука и журнал Московской Патриархии, а не "дядя Коля". Америка – страна оккупант, захватчик, ради военных прибылей готовая оккупировать хоть Ирак, хоть Россию. Только ядерный щит пока сдерживает аппеетит заморских олигархов. США за последние сто лет около ста раз агрессивно вторгались на чужие земли.

  14. Игорь

    Прогуглил, наконец, текст болящего Библиотекаря. Думаю, откуда у него обострение делается?
    Оказалось, с сайта Корчинского. При встрече, скажу Диме, что его шутки заходят слишком далеко. Одни с ума сходят, другие садятся в тюрьму, третьи ложаться в могилу. А он получает деньги.
    Когда Корчинский с Витренко пресс-конференции давал, это было для него как-то органичнее, чем теперь с рухманами Россию и Церковь хулить. Банально и заезжено.

  15. Киномеханик

    Святитель Лука, между прочим, причислен ко святым не за то, что сидел и страдал больше кого то, а за то, что тысячи людей спас. И в физическом, и в духовном смысле. Сидели и страдали и больше его.

    Тщательней, Игорь, жития святых прорабатывайте.

  16. Игорь

    Ну что же, шаг на первый взгляд эффективный. Тихие нападки на святителя Луку руками тоже как бы подвижника "дяди Коли".
    Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) ненавистен либеральной секте за свою любовь к России и государственнические позиции. Потому и начали пиарить эту тему на сайте политических фанатиков либерального толка – "Ежедневном журнале".
    Да вот беда, святитель Лука за свои взгляды сидел много лет, а "дядя Коля" – всего 3. Нисколько не осуждая автора заметок, все же нельзя не отметить, что святитель пострадал неизмеримо больше его, и за то причислен к лику святых.
    ТщательнЕй надо работать, неуважаемые недотехнологи!

Залишити відповідь