Протоиерей Геннадий Фаст. Толкование на книгу Экклезиаст

Фаст Геннадий, прот. Толкование на книгу Экклезиаст. Красноярск: Енисейский благовест, 2009.


От издателей


Перед вами – книга о смысле жизни. Точнее – о её бессмыслице. “Суета сует”, “всему своё время”, “время разбрасывать камни, и время собирать камни”, “во многой мудрости много печали”, – эти и многие изречения и фразы человек произносит не думая, а то и не зная, что всё это из ветхозаветной книги Экклезиаста. Написанная царем Соломоном четыре тысячелетия назад, эта книга в литературе, философии, быту до сих пор одна из самых цитируемых.


Соломон был царем над Израилем. Он был велик и славен, богат и исполнен мудрости. Испытав всё, что может дать эта жизнь, он не избежал и греха. Своей могучей натурой, пройдя через всё, постиг Соломон суету и тщетность земных благ, сокровищ ума, души и плоти. А где же то, что не суета и есть ли оно? Древнее предание говорит, что Соломон оставил в конце своей жизни все свои богатства , царский трон и став нищим, с посохом в руках, отправился странствовать в поисках смысла жизни. Тогда и появилась книга Экклезиаст.


Вы держите в руках современное толкование на книгу Экклезиаст пера священника из Енисейска Геннадия Фаста, знакомого читателям по таким серьёзным трудам, как “Толкование на книгу Песнь Песней Соломона”, “Толкование на Апокалипсис”, “Этюды по Ветхому Завету”. Научный обзор, что приведён в статье протоиерея Александра Классена, преподавателя библеистики Томской духовной семинарии, подробно раскрывает о применённых методах токования книги Экклезиаст. Статья эта приведена в конце книги. В начале же читателю предложено само толкование, которое содержит, как собственные размышления отца Геннадия над книгой Экклезиаста, так и энциклопедически подробное раскрытие понимания книги святыми отцами церкви на протяжении всех двадцати веков христианства, приводятся также комментарии древнего иудейского предания. Толкование дано на основании оригинального древнееврейского текста и различных его переводов. При этом использован художественный приём подачи материала – оно ведётся от лица бывшего царя, а ныне странствующего нищего философа. Используются в книге и образы русской художественной литературы. Такая форма изложения сочетается с глубоким богословским размышлением над ветхозаветной книгой и основательным библиологическим, патрологическим и, отчасти, филологическим её анализом. Поэтому толкование протоиерея Геннадия Фаста интересно и доступно всякому светскому и церковному читателю, в том числе не имеющему специальной научной подготовки, и, одновременно, специалистам, изучающим Писание в богословских учебных заведениях.


О этот мир, печальный мир и бренный!
И всё, что видишь в нём и слышишь, – суета.
Что эта жизнь? – Дымок в небесной бездне,
Готовый каждый миг исчезнуть без следа…


Так писал японский поэт древности. Так пусть же приостановится, хотя бы немного, наш бег за ничем, пусть сократится наша дорога в никуда и услышит сердце Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь.


Пусть благословит Христос, Который и есть Божественная Премудрость Отца Небесного, всякого читателя этой книги и поможет осознать и разобраться в том, что есть что в этой жизни.


От автора


По разливу воды с посохом в руке шёл странник. Было видно, что он безуспешно что-то искал. Видели его странствующим и по запылённым дорогам в знойные летние дни. Он часто садился, размышлял, куда-то глубоко уходя в себя. Бывало он внимательно всматривался в окружающий мир, но ничто не могло увлечь и занять его.


…Мысли странника уносились в прошлое. Вот придворные докладывают царю о прибытии гружённых караванов дальних заморских владык. Множество подарков и сокровищ будет завтра вручено гостями знаменитому царю. Велико было его царство, привольно раскинувшееся от египетской реки до великого Евфрата. Цари иных земель приходили к нему на поклон, и казалось, что царствует он над всем миром. Но всё это он потерял. И никто теперь не подойдёт к нему, почтительно кланяясь. В руках ничего, кроме страннического посоха.


Он восседал на золотом троне, к которому вели шесть ступеней, украшенных львами. В руках царский жезл. Он – владыка в избранном Богом Израиле. А теперь в руках ничего, кроме посоха, старой иссохшей палки.


Его дворец был в Иерусалиме. Как величествен был дом из дерев ливанских, как прекрасен святой храм! Дворец и храм, храм и дворец. Они как бы переглядывались друг с другом с Сионской горы и горы Храмовой, играя в солнечных лучах. А теперь у него не было и лачуги, не мог он найти и Бога. Где-то далеко Иерусалим, а перед глазами только грязь и пыль земли, а в руке только посох.


Уже никто не искал услышать мудрость его. Не услаждали его чужеземные женщины, не пели птицы, не радовали глаз павлины, гуляющие в садах, орошаемые чистой водой. Некогда мудрейший царь, всех превосшедший славой и богатством, – теперь нищий странник, ищущий, что же после всего останется человеку.


Так во многих поколениях старцы передавали юным о царе израильском Соломоне, а те потом своим потомкам. И была соломоновым утратам причина. Он согрешил, полюбив многих чужестранных женщин, склонивших сердце его к иным богам. Асмодей, царь дьяволов, забросил Соломона далеко от святого Иерусалима. И пошёл Соломон у чужих порогов просить подаяния. Владелец несметных сокровищ стал нищим обладателем страннического посоха. История иногда повторяется.


В далёкой Сибири, сначала в небольших селениях в Белом Яре, Зерцалах близ Ачинска, а потом и в губернском городе Томске появился странник, ссыльнопереселенец Фёдор Кузьмич. Вёл он жизнь праведную, был странник, а для знавших его ближе был странен. Нищ и прост, но по всему чувствовалось в нём и высокое происхождение, и многие знания. Кто он? Откуда? Перешёптывались между собой люди, что в столице похоронили-то ненастоящего наполеонова победителя, царя Александра Благословенного, что настоящий ходит где-то по сибирской земле и ищет, что же осталось после всего…


Царь, оставивший корону, власть и славу, променявший монарший жезл на посох странника, скорбный философ, ходит по земле, ищет на ней то, что никогда не пройдёт, не обессмыслится временем.


Вот и мы отправимся за этим странником, постараемся не вспугнуть его а услышать его странные речи – о чём они?..


Енисейский благовест

Цей запис має 2 коментар(-ів)

  1. свящ. Антоний

    А автор Экклезиаста – еще на шесть-сем веков позже, около 4 в до РХ…

  2. andrei

    просто уточнение: Соломон жил не четыре, а три тысячи лет назад.

Залишити відповідь до andrei Скасувати відповідь