Майя Кучерская и ее читатели

Встреча с писательницей Майей Кучерской состоялась в книжном магазине “Паолине” 22 февраля. Автор “Современного патерика”, романа “Бог дождя” и книги “Константин Павлович” (серия “ЖЗЛ”) отвечала на вопросы читателей.


Больше всего вопросов, как и следовало ожидать, возникло по поводу “Современного патерика”, а сам вечер по жанру получился “патеричным” – писательница на вопросы отвечала историями. Из выступления семинариста можно было узнать, что “Патерик” Кучерской теперь изучается в духовных школах по предмету гомилетика (искусство составления проповедей). Студента очень волновала притча про человека, который поверил в Бога, достал пистолет Макарова и застрелился. “Почему вы так поступили со своим литературным героем?” — спрашивал он Кучерскую.


Этот вопрос показывает, какие круги пошли от упавшего в гущу церковной жизни “Патерика”. Читатели его возлюбили, возненавидели (о чем писали автору и друг другу в Интернете). А самое главное — многие из них достали из закромов свои истории и стали посылать писательнице.


“После того как вышло первое издание “Патерика”, – рассказывает Майя, – ко мне стали слетаться разные истории. Вот, например, одна моя студентка, очень скромная девушка, подходит как-то и говорит: “Вы знаете, мой папа священник, и он просил вам передать”. И протягивает папочку. Что же в этой папочке? Батюшка пишет свой современный патерик, — рассказывала Кучерская. — Это один из случаев, а кто-то до сих пор мне шлет какие-то маленькие истории по электронной почте. Я бы и рада все эти истории переписать и утолстить книгу, но это невозможно в большинстве случаев. Не так просто эта жизнь конвертируется в форму литературную”.


Как один из примеров – история, присланная писательнице, но не вошедшая в новое издание: “Один батюшка, он монах, духовник в женском монастыре, прислал мне историю о том, как к нему в руки попал один цветочек. Кто-то подарил, что ли, ему? И вот он идет с этим цветочком и думает: “Надо кому-то подарить из монахинь”, и никому не может. Потому что неправильно поймут. И вот он идет, одну монахиню встречает, другую, третью – никому невозможно подарить цветочек по тем или иным причинам, слишком сложные отношения. И, наконец, он видит своего брата, дьякона. “О! вот тебе, отец Лука, цветочек!” Вот такой рассказик хороший, милый, но тоже никуда не вошел”.


Кучерская рассказала о том, как “Патерик” связан с ее личной биографией, как сшивались кусочки историй: “Патерик” очень пестрый и неоднородный, что естественно — он же в разное время писался. В 1988 году я интенсивно заинтересовалась церковной жизнью, стала церковной девушкой. После того, как началось мое обращение, я стала очень много читать, читать. И каждый раз, когда я читала древние патерики, я вообще не могла оторваться. Эти истории из жизни простых подвижников мне казались пленительными, это было очень яркое читательское впечатление. Я все-таки филолог, и главную информацию для меня несет текст”.


Пленившись новыми для нее текстами, М. Кучерская пыталась разобраться и в новом типе отношений, которые “обрушились” на нее в церкви: ” Вот батюшка. Он кто, друг? Нет. Он старший товарищ? Нет. Никакие прежние парадигмы не работали. Словом, обилие новых впечатлений привело к тому, что мне захотелось эти впечатления как-то выразить, что-то с ними сделать”. Так появились первые десять историй, которые читатели называют ” наиболее святоотеческими”. Они были опубликованы в “Российской газете”, и это стало “первым ядрышком” будущего “Патерика”, который, кстати, Кучерская писать вовсе не собиралась. Но шли годы, и появились новые впечатления от церковной жизни: “Раньше я не могла справиться со светлым потоком впечатлений, а теперь не могу справиться с темным. Потому что все оказалось не так. Неофитский возраст закончился. Десять лет – вполне тот срок, за который человек из неофита превращается в первоклассника , подготовительная группа закончилась”. На этом этапе появились другие, не столь радужные, рассказы, получившие свое завершение в “Пасхальной ночи”. Так и сложилась книжка, выдержавшая за короткое время несколько переизданий.


От возможности расширить “Патерик” Кучерская отказалась. “Последний раз я вставила историю в “Патерик” этим летом, и все, хватит, больше не буду вставлять. Проект “Современный патерик” закрыт, написан, наконец”, — заключила она.


Благовест-инфо

Цей запис має 4 коментар(-ів)

  1. Елена

    Смеялась до слез и плакала с улыбкой со светлым чувством…..

  2. П.М.Д.

    Кучерская – блестящий прозаик, очень церковный писатель и очень большой молодец 🙂

  3. Светлана

    Замечательное произведение и очень актуальное. Искренне жаль, что "проект закрыт"

Залишити відповідь