Слово к читателю книги священника Владимира Зелинского “Наречение имени”

Cвященник Владимир Зелинский – автор книг “Взыскуя Лица Твоего”, “Открытие Слова”, “Приходящие в Церковь”, “Дабы уверовал мир”, “Объятия Отча…” и сотен статей, встретивших самые теплые отклики читателей России, Украины, Италии, Франции и других стран. Служа в православном храме города Брешия (Италия) и читая лекции в местном университете, о. Владимир участвует во многих европейских форумах, конференциях и конгрессах. Его тихий голос звучит с самых разнообразных трибун, кафедр, круглых столов, всегда заставляя задуматься о главном, постоянно возвращая нас к истокам – к Священному Писанию, к первохристианской Церкви в катакомбах, к апостольской свободе. Тот же спокойный и уверенный голос звучит со страниц его книг.


Плодотворный синтез родного и вселенского в его новых работах побуждает читателей со всего света войти с о. Владимиром в личное общение. Благодарные киевляне год за годом слушают его выступления на Успенских чтениях. Для сотрудников “Дух и литеры” особую радость приносит совместная работа с таким внимательным и требовательным автором. Новый жизненный опыт постсоветской одиссеи по-своему связывает судьбы людей, памятные узлы разлук и встреч. Важные шаги в осмыслении и описании этого нелегкого, во многом беспрецедентного духовного опыта нам помогают сделать труды о. Владимира Зелинского


Сочетание широкого исторического кругозора с ясной метаисторической перспективой – сильная сторона книги “Наречение имени”. Самые острые вопросы, осаждающие ум и сердце наших современников, автор возводит к их подлинной глубине. Здесь уместно воспользоваться одним из удивительных образов этой книги: речь идет о сердце, которое “борется за то, чтобы достичь собственной глубины. Там, словно под толщей воды, лежит евангельская жемчужина, ее можно увидеть лишь тогда, когда вода обретает прозрачность, когда око, которое в нее вглядывается, становится чистым. Жемчужину можно увидеть, но нельзя поднять, ум наш, даже молящийся, не справляется с ее тяжестью. Но она вдруг всплывает сама. Христос нарекает Себя Сам изнутри молитвы”.


“Наречение имени” нарушает главное табу культуры постмодерна: анонимность Бога, безымянность “энергии”. Решимость идти против этой массивной тенденции читатель встретит во всех трех непохожих разделах книги: “Имена”, “Ступени”, “Лица”. Сквозной мотив, связывающий всё богатство тем между собой, можно назвать “ключом общения”. Автор по-своему развивает евангельскую тему призвания к общению (койнония). Замечательно при этом, что о. Владимира Зелинского не упрекнешь в распространенной двойственности – говорить об общении, но не уметь по-настоящему слышать людей, оставаться “монологистом”. Это расхожее клише никак не подходит к стилю мысли и жизни о. Владимира, к его опыту быть среди людей.


Обязательно нужно сказать об одном замечательном и на сегодняшний день редком качестве этих текстов. Их отличает свобода духа, органически слитая с глубокой укорененностью в подлинном православном Предании. В наше время весьма редка у пишущих авторов непартийность, незаангажированность, самобытность мышления. О. Владимир именно из плеяды таких внутренне свободных, независимых, одиноких мыслителей. Автор свободен в том числе и по отношению к собственным темам, зачастую высказывая по острым, дискутируемым вопросам различные, даже оспаривающие друг друга мнения. Из всего характера и духа книги ясно: это не любовь к парадоксам, не поза, но твердая позиция, проникнутая духом глубокого антиномизма, унаследованного от православного богословия и русских мыслителей, позиция не поспешных “за” и “против”, но углубления, вдумывания в предмет в надежде достигать всё более адекватного и полного его понимания. Конечно, эта позиция уязвима тогда, когда требуются немедленные действия и практические решения. Однако надо заметить, что в таких принципиальных практических вопросах, как защита жизни и святости брачных уз, о. Владимир нисколько не колеблется.


Невозможно переоценить такую черту автора, тем более облеченного саном,  как способность говорить напрямую о болевых точках современного человека, трактовать неоднозначные и спорные темы, вызывающие бурные эмоции, не бояться расставлять точки над “і”. “Называть вещи своими именами” – это выражение в применении к мысли о. Владимира возвращается к своему исконному смыслу, что ясно из самого заглавия книги. Доверие к слову, более того, благоговение перед Словом вряд ли может быть по достоинству понято и оценено в наш беспрецедентно болтливый век информационных технологий. Но христианский мыслитель, наследник античной и библейской культур, исповедуя апофатическую немыслимость первооснов бытия, тем не менее верит в Слово, Которое было в начале, верит в непостижимую, но очевидную связь этого предвечного Слова с нашими немощными и преходящими словами. Туда, “к самому истоку глагола” влекут читателя лежащие перед ним вдумчивые страницы.И еще одна важная особенность этой книги. Всякий, кто пытался говорить о христианской вере всерьез, особенно в разговоре с мыслящими агностиками, знает, как это трудно. Нужно учесть весомые в интеллектуальном мире голоса “учителей подозрения”, принять вызов модного ныне релятивизма по отношению к абсолютным ценностям, который на уровне толпы вырождается в элементарный цинизм. А уж благовествовать победу над смертью после Гулага, Освенцима и Хиросимы кажется практически невозможным. И все же есть редкий род христиан, наделенных удивительной способностью говорить и писать так, что к ним прислушиваются не только собраться по вере, но и до того равнодушные к христианству люди. К упомянутому роду христианских мыслителей принадлежит и автор настоящей книги. Наше время предъявляет к благовестнику беспрецедентные, трудновыполнимые требования, и главное из них – постоянно и неустанно, вновь и вновь и каждый раз заново вдумываться в основы своей веры. Именно этим делом занят о. Владимир – в постоянном диалоге, иногда споре с мыслителями различных эпох и культур. Но в интонации автора не слышно ноток смятения, смущения, растерянности. Его раздумья спокойны, неторопливы, искренни и глубоки.


Остается сказать еще о прозрачном, живом, по-настоящему художественном языке этой книги. На ее страницах оживают лучшие традиции не только отечественной мысли, но и литературы. Это подлинный праздник слова – красивого, умного и доброго.


Константин Сигов, директор научно-издательского объединения “Дух и литера”

Цей запис має один коментар

Залишити відповідь