Презентация книги Майи Кучерской «Бог дождя» прошла в Москве

Новая книга писательницы и журналистки Майи Кучерской «Бог дождя» была представлена на суд широкой публики в культурном центре «Духовная библиотека» в Москве 5 июня. Первая версия романа появилась в 1996 году в журнале «Волга» под заголовком «История одного знакомства». Тогда книга не имела особого успеха — лишь несколько критиков «сочувственно» отозвались о книге, обратив внимание на достаточно рискованный сюжет — любовь юной неофитки к духовнику-монаху. За последующие десять лет Майя Кучерская издала подряд два ярких произведения — «Современный патерик» (М., «Время», 2004 года») и биографию великого князя Константина Павловича (М., «Молодая гвардия», 2005). Она также значительно изменила первоначальный замысел нынешней книги.


Сегодня многие критики все еще склонны видеть в новом романе Майи Кучерской «переписанную юношескую повесть». Однако сама Кучерская не вполне согласна с подобными утверждениями. «Да, конечно, моя книга о том времени, о прошлом, о воспоминаниях, о пережитом. Однако это только одно из возможных прочтений романа как ностальгической прозы. Перед тем, как отнести роман в издательство, я его перечитала и поняла, что за те десять лет, когда я его написала, я очень сильно изменилась», — призналась автор. «Тогда сюжет писала девочка без жизненного опыта, имеющая только опыт страстной и сильной юношеской влюбленности. Но моя героиня многого не понимала из того, что понимаю сегодня я. И получалось, что к старому тексту я, сегодняшняя, практически не имела никакого отношения», — рассказала Майя  Кучерская. По ее словам, смысл полной переработки романа был двояким. С одной стороны автор хотел улучшить собственный «литературный» слог, в котором было много несовершенств. С другой, Майе Кучерской было очень важно «обозначить ту дистанцию, которая за эти годы появилась между мной и героиней книги, показать в романе саму себя нынешнюю — зрелую, совершенную», сказала она. Если первая повесть носила исповедальный характер, то окончательный роман, по словам Майи Кучерской, больше похож на некоторую стилизацию исповеди.


Запутанная история юношеской привязанности и первой влюбленности студентки филфака Анны в иеромонаха Антония. Длительный поиск главной героиней самой себя, своего пути, разочарование в жизни и идеалах, некий душевный катарсис. Фантазии, переплетенные с реальностью так, что уже непонятно где что. Стремительное душевное взросление, осознание истинности веры и любви, познание Бога. Его вечный поиск… «Все это — некоторое язычество, в котором так и осталась моя героиня, несмотря на то, что искренне пыталась пойти по пути Церкви и веры. Но она так и не пришла к Богу, оставшись на низшей ступени его познания. Ступени язычества». Именно так объяснила Майя Кучерская название романа — «Бог дождя».


Несмотря на то, что основной сюжет остался первоначальным, Кучерская привнесла в новое издание много психологических моментов, которые, порой, даже запутывают читателя, и последние не до конца понимают, где вымысел, а где правда. Впрочем, сама Кучерская также не спешит отвечать на этот вопрос. «Это произведение искусства, некоторое герметичное пространство, которое художник сам выстраивает и создает. Поэтому вопрос о том, где правда, а где выдумка по отношению к книге, не может быть корректен и адекватен. Здесь больше литературной мистификации, нежели реально отраженных сюжетов из собственной жизни».


Майя Кучерская отметила, что ее необыкновенно радует, что эта книга появилась сейчас, десять лет спустя. «Сегодня важно ощутить не только то, чем жили тогда люди, но и важно ощутить, что изменилось в жизни Церкви. Ведь роман писался в то время, когда в стране только началось духовное возрождение. Юность моей героини совпало с юностью Церкви — земной и человеческой. Тогда у всех нас было общее впечатление расцвета и свежести. Только-только стали появляться церковные газеты, и все мы ощущали приход чего-то нового». В наше же время, по словам Кучерской, и Церковь, и люди уже многое пережили и сильно изменились. «Если раньше многие радовались от чувства принадлежности к Церкви, то сегодня у меня подобное чувство часто сменяется стыдом», — поделилась со слушателями М. Кучерская. Поэтому на ее взгляд «Бог дождя» — это еще и приглашение читателей к размышению над тем, отчего и почему люди приходят к разочарованию не только в собственной жизни, но и в церковном укладе.


Презентация романа вызвала широкое обсуждение в зале. Некоторые сочли роман Кучерской «апокрифичным» по отношению к Церкви, и «неимоверно коварным», мотивируя это тем, что книга в душе православных верующих может вызвать некоторое отторжение, а для неверующих и вовсе — стать поводом к суицидальным мыслям. Отвечая на этот вопрос, автор отметила, что ее роман «принципиально незакончен» специально для того, чтобы каждый в нем мог найти то, что ему ближе или то, что неприемлемо для него. «Мой роман — повод задуматься над собственной жизнью и преодолеть собственную разорванность, которая, наверняка, свойственна каждому человеку», — отметила г-жа Кучерская. А на вопрос о потенциальной аудитории, для которой предназначается книга, автор констатировала, что у каждого произведения «есть несколько кругов читателей — близких и более отдаленных». Но в любом случае, у книги, по мнению М. Кучерской, будут читатели — те ли, которые полностью примут книгу, или же те, которые не примут ее вовсе.


Слова М.Кучерской подтвердил и известный в узких кругах молодежи, певец, музыкант, поэт, художник и филолог Псой Короленко — однокурсник автора «Бога дождя». Он подчеркнул, что в этом романе каждый найдет «что-то свое». Женщины, возможно, увидят в нем чисто женский роман о любви и разочаровании. Мужчины — поймут метания иеромонаха Антония между его церковным предназначением и земными искушениями, любовью к двум женщинам, проблему выбора и самостановления. «Это роман обо всех нас. Я в очень многом узнал свое прошлое и свои мысли, поиски, философские раздумья», — признался П. Короленко.


«…Майя Кучерская прошлась буквально по натянутой струне, ни разу не сделав неверного шага. Она подняла неразрешимую проблему — что делать с чувством, глубоким и прекрасным, если это чувство, тем не менее, беззаконно и недопустимо, но от осознания этой беззаконности и недопустимости оно отнюдь не исчезает…». «Кучерской удалось писать не оглядываясь на себя, не боясь себя»… » Это даже не светотень. Это острое переживание темноты, полумрака, лихорадочный поиск спичек, хоть какого-то огонька…» Таковы различные литературные отзывы на роман Майи Кучерской «Бог дождя». Сама же автор хотела только одного. «Моей книгой я хотела сблизить читателей с Церковью, показать, что Церковь не так страшна. Что там не ангелы с огненными мечами, которыми нас зачастую пугают, а вполне реальные люди. Такие, как я, как моя мама, как все мои знакомые. Я просто хотела дать читателям ощущение, что Церковь — это собрание людей. Моя книга не отталкивает от Церкви. Напротив, я знаю случаи, когда именно после прочтения моих книг люди приходили в храм, крестились, принимали веру», — заключила М.Кучерская.


Благовест-инфо

У этой записи 5 комментариев

  1. Марина

    Странно, что в предыдущих отзывах такое примитивное понимание этой замечательной книжки. Никакой "клубничкой" там и не пахнет. Речь идет о метаниях. поисках илеала. Идеала ищет юная душа и видит его то в талантливом преподавателе, то в своём духовнике, то в подруге. И в религии. Жаль мне тех, кто в своем отрочестве не прошёл сквозь такие духовные тернии. И рок-эн-рол тут не причём, это реалии времени, одёжка его.

  2. Алла

    Книга потрясающая, глубокая, подлинная. Судить потерпевшего кораблекрушение в бездонном бурном океане легко тем, кто потрогал воду кончиком пальца ноги и легко укладывается в красивую рамочку. Герои восхитительной Майи — обжигают своей искренностью, духовной устремлённостью и отвагой.
    И она обязательно выплывет, героиня романа, Анечка. Выплывет обогащённая прекрасным и страшным опытом, сильная и мудрая.

  3. Светлана

    Я тоже последние пятнадцать лет очень близко к Церкви — к многим сельским храмам, восстановленным из руин людьми, которые в начале девяностых, оставив прежние свои занятия, шли в неизвестность полную, надеясь только на помощь Божию; в городе нашем, не знавшем до этого храма, на моих глазах и при скромном участии в виде публикаций в газете был построен большой собор в честь русских святых. И за это время столько прошло рядом судеб интереснейших, какие происходили с людьми удивительные изменения. Но почему об этом надо писать обязательно на грани скандала, вот так легко, глумливо, примитивно, а иначе, видите ли, "получаешь деперсонализированного, встроенного в механический…" Речь идет о глубинных, очень серьезных процессах — и в отдельно взятой душе, и в обществе. Прочитала "патерик" и расстроилась — ну какие там могут быть сравнения с Лесковым, граждане! Перечитайте Лескова! Или Шмелева. Или Зайцева. Как жаль, что все так мельчает в наше время.

  4. Читатель

    Действительно, спаси ее Господи, ей это понадобится.
    "Патерик" Кучерской — прекрасный пример духовного блуда, и узнав о содержании других ее "произведений", вполне востребованных нынешней антиклерикальной либерастической конъюнктурой, я ничему больше не удивляюсь. Протоиерей Глеб Каледа писал в книге "Домашняя церковь", что даже помышление любовного свойства о лице духовного звания, тем более монахе — это "принесение в церковь страстей и похотей ХУЖЕ БЛУДНЫХ"! А тут с ученым видом знатока повествуется о том, что она-де еще и выше своего падшего духовника оказалась, и все-то ей в ее духовных поисках простительно: и хипповство, и рок-увлечения, и т.д.. Одному своему корреспонденту о.Иоанн Крестьянкин пишет: "бесовское обдержание Вы получили, еще когда рок-музыкой увлекались"… Так что рок — это не частушки слушать.
    Очень типичная для неофитской интеллигенции тема — не осознавать свое тогдашнее купание в грязи как грех и не каяться, а кокетничать этим. И поскольку в постмодернистской литературе без секса (хотя бы виртуального) никак — то и здесь клубничка цветет. Странно, что у литературной героини дело дальше не зашло.
    Кучерская, как видно из анонса на обложке книги, училась помимо филфака еще и в Лос-Анджелесе, а работает в Высшей школе экономики, это наше московское гнездо проамериканистов. Думайте.

  5. Алексей

    Прочитал книгу почти на одном дыхании. В ней есть свежесть, искренность и полностью отсутствует какая-та нужда "прикрываться", боясь "не то сказать" и "не то сделать", что, к сожалению свойственно ныне церковной среде. Книга раскрывает подлинные человеческие переживания. Встречи "ветхого человека со страсьтми и похотьми" с церковью, в которой не только тишь и благодать, а брань с самим собой, с темнотой, которая этой благодати сопротивляется утягивая вновь в пучину ветхого жития.
    Книга наиполезнейшая именно тем, чтовысвечивает человека, размышляющего в Церкви (а не просто читающего утренние молитвы и не думающего ни о чём). Это размышление, приоткрытое переживание — очень недостающий компонент современной церковности, прячущейся в основной своей массе за обрядово-начётническое отношение к богослужению, таинствам. Живого человека теряешь в Церкви, как ни ечально, а получаешь деперсонализованного, встроенного в некий механический поток движущихся частиц. ..
    Книга стоящая, считаю, что критикует те, кому хочется жить в розовых очках и видеть в Церкви некую "прекрасную иллюзию", в которой забываешься от житейских забот и печалей.
    Спаси Господи рабу Твою Майю!

Добавить комментарий