Читая “Дневники” о. Александра Шмемана

Книгу дневников о. Александра Шмемана я читал, как будто пил чистую свежую воду. По мере приближения книги к концу я всё больше жалел, что дневников только один том… жалко было, когда книга кончилась, не хотелось расставаться с нею. Дневники о. Александра – это светлая атмосфера, прямая постановка вопросов, честные ответы на них. Для меня было большой радостью подтверждение многих моих мыслей и интуиций, выраженных ясно и чётко, и вдобавок, человеком, чей церковный авторитет очень значим. Книга может многим людям послужить неким ответом – как жить в Церкви? Православные христиане нередко задают этот вопрос. Общины как-то не складываются, индивидуальный аскетизм ожидаемых плодов не приносит, консерватизм и охранительство, с одной стороны, некий порыв к обновлению, с другой – со временем перестают увлекать, часто превращаясь в утомительную форму или “род деятельности” без живительного Христова содержания… И вот нам пример – жизнь о. Александра, запечатлённая в его дневниках. Не нужно ломать внешние сложившиеся традиции, а нужно осмыслить их, довести до их истока, то есть – жить Христом, самому, лично и ответственно, быть Его Церковью. Наполнить каждую минуту своей жизни радостным переживанием уже данного нам в Церкви Царства Христова, включать в него и культуру, и современность, и всё то, с чем соприкасается человек – вот путь, возможный для каждого. Этот путь потребует от нас напряжённого осмысления, а порой и переосмысления, многого в нашей личной и общецерковной духовной жизни; но только это, на мой взгляд, приводит человека к Богу, к самому себе, к честности перед собою, даёт в человеке место Духу Святому. Когда Он касается нашего сердца, всё обретает смысл – мы уже в Царстве Христовом; а без этого ни внешняя церковность, ни охранительство, ни обновление, ни что бы то ни было гроша ломанного не стоит. С опытом этого касания Духа Истины человеку я встретился на страницах дневников о. Александра; именно этот опыт – главное содержание их.


* * *


“Лично я вообще бы отменил частную исповедь, кроме того случая, когда человек совершил очевидный и конкретный грех и исповедует его, а не свои настроения, сомнения, уныния и искушения” (стр. 35). О. Александр не раз возвращается к этой теме, он пишет, что ему тяжело исповедывать и вести частные духовные беседы с людьми. И я не люблю исповедывать – может быть, потому, что в Русской Церкви исповедь “привязана” к Причастию. Для людей воцерковляющихся это неплохо; но не застряла ли наша церковная жизнь, наша литургическая и покаянная практика только лишь на уровне воцерковления? Сознательная, свободная, зрелая христианская жизнь подменяется у нас перманентным “детским садом”… Отделить исповедь от Причастия, как это сделано в Американской Церкви, к которой принадлежал о. Александр? Это может быть и весьма полезным – воспитается самостоятельность, уменьшится клерикализм. В древности исповедовались крайне редко, когда действительно совершали грехи… а причащались часто. А сейчас что исповедуют? Не так посмотрела, не то подумала, во время молитвы пукнула, на акафисты регулярно не получается ходить, нет у меня слёзного покаяния, студ лица, редко ощущаю вездеприсутствие Божие, воспоминание плохих песен, отсутствие желания оказывать странноприимство бомжам, в пост носила светлую одежду, бидон с крещенской водой на пол поставила, с мужем ругаюсь, он у меня неверующий, венчаться не хочет, вербу засохшую прошлогоднюю выбросила, дети меня, батюшка, не слушаются, старший не хочет в Церковь ходить, к Причастию готовилась, во всём грешна, нет постоянной Иисусовой молитвы (а крыльев нет за спиной, интересно, посмотрела ли, может тоже в этом покаяться), а вот это, батюшка, даже не знаю, грех или не грех, сами рассудите… о-о-о!!! вот слушаешь всё это (а всё это примеры из практики) и думаешь: а на кой ляд они нужны, такие вот исповеди… только мучить священника (представьте какой-нибудь Великий Четверг, пятичасовую исповедь) и цементировать себя в совершенно неправильном понимании христианства…


Есть и “светлые исповеди”, как их называет о. Александр – когда человек действительно кается в своих грехах перед Богом (а не пересказывает брошюру свт. Игнатия Брянчанинова), с пониманием того, что он делает. Таких исповедей мало, но они – праздник для священника. Но часто бывает, что поисповедавшись несколько раз “светло”, человек скатывается со временем к утомительному обрядовому “отчёту о проделанной работе” перед Причастием.


* * *


“Я не могу отделаться от убеждения, что Церковь (Православная, хотя и не только она, конечно) съедается “благочестием”. Вся эта болтовня о монашестве, об иконах, о духовности – до какой степени всё это мелко, фальшиво, есть игра самолюбий… Мы живём в мире подделок” (стр. 575). Вот как раз листаю толстенную, хорошо изданную книгу – “Молитва Иисусова: опыт двух тысячелетий”. Том второй, первый уже вышел, а ещё два ожидаются. Чего только нет в этой книге! И плохая Америка, и материалистический Запад, и воспоминания (совершенно бытовые) о митрополите Питириме, и Данилевский, и Достоевский, и Drang nach Osten, и русский народ самый духовный, и держаться за традицию и противостоять обновленчеству, и ужасный Пётр I… но, спрашивается, при чём тут Иисусова молитва? Это всё равно, как если я напишу книгу о дифференциальном и интегральном исчислении, и буду в ней пространно рассуждать о рельефе дна Атлантического океана, о соотношении политических партий Великобритании в XIX веке, об особенностях дизайна города Сингапура, о садоводстве, о различии зимнего и летнего дизельного топлива etc. etc. (при том, что я ничего, собственно, не смыслю ни в дифференциальном, ни в интегральном исчислении). Да и зачем писать многотомники об Иисусовой молитве? Не достаточно ли о ней написано? Не лучше ли ею скромно заниматься? – Очень точно определил о. Александр. Это подделки и болтовня. “Христианство “болтающее” – это, в сущности, новая глава в его истории. Когда люди поставили “проблемы”, они перестали радоваться, благодарить и молиться” (стр. 93).


* * *


“Только тот, кто благодарит, знает жизнь” (стр. 200). Интересно с этой точки зрения посмотреть, какие у нас самые распространённые отношения с Богом. Во-первых, это “дай”. Мы постоянно у Бога просим, того или другого, духовного или материального. Дай здоровья, благополучия, успехов, дай спасение, дай молитву, не дай того, огради от этого, и т.д. Во-вторых, “прости”. Мы приучены постоянно каяться пред Богом, даже если в данную минуту нам каяться не в чем. Этого мы боимся даже больше, чем когда нам действительно есть в чём каяться: как же, мы не видим своих грехов, а значит, впадаем (или уже впали) в прелесть… и начинаем искать, в чём мы согрешили в текущую минуту и выдавливать из себя покаяние в некоей “всегреховности”. Прочтите вечерние молитвы – третью, последнюю: зачастую мы каемся в том, чего вовсе не делали и не думали. Четвёртую молитву ко Причащению даже часто опускают из молитвословов (или редактируют): там такое понаписано, что, кстати говоря, вообще не совместимо с Причащением… а мы читаем всё это и понуждаем себя выжимать из себя соответствующие чувства (это называется “аскетическим подвигом”). Сравним количество покаяния и просьб и количество благодарения Бога в наших всегдашних молитвословиях – утреннем, вечернем и Правиле ко Причащению. Соотношение далеко не в пользу благодарения. А между тем, без благодарения и наши просьбы, и наше покаяние становится мелочными и утомительными. Любовь к Богу очевидно выражается в благодарности больше, чем в просьбах. Современная церковная жизнь (и современные церковные учители) не учат нас прежде всего благодарить, славословить Бога, радоваться Ему, а потом уже надоедать Ему прошениями и покаяниями. Почему? Не знаю. Какой-то акцент сместился. Это смещение могло бы выглядеть так:


Отче наш, Иже еси на небесех!
Хлеб наш насущный даждь нам днесь,
И остави нам долги наша…,
И не введи нас во искушение,
Но избави нас от лукаваго. Аминь.


– Всё?


– Ах, да, точно-точно, там ещё есть, спасибо, что напомнили:


Да святится имя Твое,
Да придет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли…


* * *


О причащении. “Размышления… о странном, таинственном отталкивании от него в Церкви (на Афоне – “не приобщаются”, у нас в Церкви – подозрительность к ищущим “частого причащения”. Мистически – это центральный вопрос. Превращение причастия в “священное”, в табу и тем самым парадоксальная его “натурализация” (как “страшного”, требующего “очищений” и пр.). Неслышание абсолютной простоты – “приимите, ядите…”, простоты и смирения, которые одни “соответствуют” абсолютной же трансцендентальности Евхаристии” (стр. 468).


А вот мнение одного архиерея по этому поводу. Позволю себе привести его потому, что это не келейное высказывание, а публичное интервью, данное одному из средств массовой информации:


Сегодня – Чистый четверг, день, в который все православные по традиции причащаются Святых Христовых Таин. Именно в четверг накануне Своих крестных страданий Христос совершил Тайную вечерю и заповедовал Своим ученикам совершать её в Его воспоминание. Причастие в Чистый четверг всегда массовое, а вот на Пасху причащаются далеко не во всех храмах. В нашу редакцию обратились читатели с просьбой разъяснить …, почему в некоторых приходах, в частности в N-ском кафедральном соборе, на Пасху мирян не причащают. С этим вопросом мы обратились к архиепископу N-скому NN. Вот что он ответил.


“В N-ском кафедральном соборе на Пасху мирян не причащают, только детей. Это древняя русская традиция мирянам воздерживаться от причастия в пасхальную ночь. Церковные люди, которые стремятся к духовной жизни, знают, что причащаться можно было весь Великий пост, а на Пасху православные разговляются. Те же, кто стремится причаститься на Пасху, как правило, люди, не имеющие смирения. Они хотят быть выше в духовной жизни, чем есть на самом деле… Нужно помнить, что причаститься можно не только во исцеление души и тела, но и в суд и осуждение. Если же священник в своём приходе разрешает мирянам причащаться на Пасху, то он ни в чём не погрешает, для того и совершается Литургия. А те миряне, которые решили причаститься в этот святой день, должны взять благословение у своего духовника”.


Итак, на Пасху христиане не причащаются, а разговляются. Те же, кто стремится причаститься на Пасху – люди, не имеющие смирения. Как говорится – no comment.


* * *


“Признаки смирения: радость. Гордыня исключает радость. Далее: простота, то есть отсутствие “оборота на себя”. И, наконец, доверие – как основная установка в жизни, по отношению ко всему этому (это – “чистота сердца”, в которой человек “узрит Бога”). Признаки гордыни, соответственно, – безрадостность, сложность и страх” (стр. 365). Обычный ответ наших духовников на вопрос: батюшка, почему у меня “не клеится” христианская жизнь? – “а потому, что нет в тебе смирения, гордыньки много”… В контексте “сам дурак” это распространённое пастырское назидание, конечно, совершенно неконструктивно. Но вот в трактовке о. Александра – абсолютно верно: нет смирения, поэтому ничего и не получается. “Смирение – это не та пришибленность плюс ханжество, чем оно стало в церковном “стиле”, это царская и царственная добродетель, ибо подлинное смирение – именно от мудрости, от знания, от прикосновения к “жизни переизбыточествующей”” (стр. 496). Характерно, что о. Александр в понятие “гордости” включает такую вещь, как глупость. Сущность гордыни “в том, что, будучи глупостью – слепотой, самообманом, низостью – она “хитроумно” выдаёт себя за ум” (стр. 549). “Сущность веры в исцелении ума, в освобождении его от покорившей его себе глупости” (стр. 299). Священное Писание считает глупость грехом (см. книгу Притчей Соломоновых). Разумеется, здесь имеется в виду не обидное для человека указание на недостаток интеллектуального уровня (ведь Сам Господь даёт людям ту или иную меру способностей), а нечто иное – неадекватность, нравственное неумение воспринимать вещи без лжи, такими, какие они есть, подмена главного второстепенным. Часто думаешь: ну почему “не идут” у нас и в личной, и в церковной, и в общественной жизни очень многие вещи? наверное, есть важные и сложные причины этого… А посмотришь просто, и думаешь: да потому что в основе их зачастую лежит глупость (в библейском, повторю ещё раз, вовсе не в “оскорбительном” смысле), – а потому и гордость; а Бог, как известно, всему гордому противится, и лишь только всему смиренному даёт благодать (ср. 1 Петр. 5, 5).


* * *


“Всякий, кто любит Церковь в её сущности, обязательно страдает от “церкви”” (стр. 339). Это так. Многие это чувствуют, мало кто решится так чётко сформулировать проблему, как сделал это о. Александр. Действительно, страдают, кто – от чего. Например, от отсутствия смысла. “Исполним утреннюю молитву нашу Господеви” вечером, а, например, Великим Постом, и “вечернюю” – утром… ну глупость же? однако большинство “смиряется” с этим, и даже не замечает глупости. Или от того, что многие сокровища Церкви скрыты, к ним нет доступа людям. Например, прекрасные, глубокосодержательные, высокопоэтические пасхальные трипеснцы (из-за которых Цветная Триодь, собственно, и называется Триодью) не читаются ни в одном храме нашей Церкви (ну или почти ни в одном), а народ пичкают бездарными акафистами и полумагическими молебнами. Или от того, что, заявляя многие претензии на участие в жизни общества, церковная общественность ничего не хочет делать для созидания и нормализации внутренней приходской жизни. Или от того, что внутри Церкви люди атомизированы, разобщены, не имеют поддержки. “На глубине Православие, мне кажется, давно уже “протестантизируется”: “верит” в нём каждый по-своему, но соединены все “религией”, то есть храмом и обрядом” (стр. 348). И много, увы, есть поводов страдать любящим Церковь Христову… Но, с другой стороны, нет же некоей абстрактной сущности Церкви, к которой можно приобщиться, отринув “церковь”, повернувшись к ней спиной. Всегда, со времён Христа, они вместе – Церковь и “церковь”, и нужны опыт, такт и чутьё, чтобы – для себя, вовсе не для реформаций и революций – отделить одно от другого.


* * *


“Я люблю Православие и всё больше и больше убеждён в его истине, и всё больше и больше не люблю Византии, Древней Руси, Афона, то есть всего того, что для всех – синоним Православия. Я бы умер со скуки на “конгрессе византинистов”. Только самому себе я могу признаться в том, что мой интерес к Православию обратно пропорционален тому, что интересует – и так страстно! – православных” (стр. 236 – 237). “Я люблю Православие, я не люблю, не могу любить Православной Церкви, торжествующих в них номинализма, инерции, триумфализма, властолюбия, обожествления прошлого, псевдодуховности и бабьего благочестия” (стр. 248). От многих людей на исповеди я слышал, что в Церкви им стало скучно, неинтересно и пусто. Причём говорили это вовсе не неофиты, а люди, укоренённые в Церкви, минимум десяток лет старающиеся жить “как полагается”… Что им ответить? Раньше, когда я был моложе, самоувереннее и “схематичнее”, я говорил: ну, нужно в себя смотреть, это, может, страсти, или бесовское искушение, попущенное за гордость или непослушание… а теперь вижу, что это далеко не всегда так. Душа человеческая жаждет Христа, а Он в процессе церковной жизни (очень нередко, увы) подменяется правилами, обрядами, схемами, запретами, бытом, и всем тем, о чём пишет о. Александр. От лица Церкви как бы говорится: соблюдай это, это и это, делай то, то и то, думай так, так и так, ни в коем случае не думай этак – и получишь Христа. Люди так усиленно делают, и трудятся ведь! – а результата нет… Помню, в советское время нас учили: “практика – критерий истины”. Да и Евангелие то же говорит: дерево познаётся по плоду (ср. Мф. 7, 17). И оказывается, что испытание практикой такая церковная жизнь не выдерживает: человек всё “соблюдает”, а душа томится, Христа в жизни нет, Дух Святой не вселяется в сердца христиан. Для клириков такая ситуация превращает Церковь в работу, для воспитывающихся в церковных семьях детей – “поскорее бы из этого вырваться”, для мирян – в унылую инерцию, обязаловку, изредка всё же освящаемую едва пробивающимся через всю это кору Духом… Кстати, можно сказать, что это и диавольское искушение, но только не попущенное тому или иному конкретному христианину, потому что он “плохой”, а справедливо постигающее нас за нашу общую гордость (она же, как мы выяснили, глупость). “Мне иногда кажется до ужаса очевидным, что всё то в “религии”, что не от Христа, не в Нём, не через Него и не к Нему, – всё от диавола. По Евангелию от Иоанна, Дух Святой, “егда приидет, известит мир о грехе…”. Грех же в том, что не веруют во Христа… Грех – это “не претворить” религию в знание, любовь и жизнь Христовы…” (стр. 217). “Историческое благочестие – это, по сути дела, “узость и теснота”. И оно отравляет “церковность” больше, чем что-либо другое… Всё в мире “скучно”, пока не коснётся его луч Духа, радости, свободы” (стр. 360). Это не значит, конечно, что нужно отметать и разорять правила, формы и традиции. Нет, нужно их одушевлять Духом Христовым; тогда, для каждого в свою меру, они будут и полезны, и интересны.


* * *


Русские православные люди в массе своей малочувствительны к свободе. Свобода для них – отнюдь не одна из главных христианских ценностей. Старый стиль, например, или охранение церковно-национальных внешних традиций гораздо значимее и важнее порой нежелательной и даже опасной свободы. Почему так? О. Александр отвечает: “Христианство дарует свободу и требует от человека свободы: свободы прежде всего от порабощённости собою, свободы зрения, слуха, обращённости ума и сердца. Ибо только в этой свободе загорается “радость о…”, любованье, только в ней всё становится прозрачным и восстанавливается утраченная в первородном грехе целостность…” Свобода “не нужна, если абсолютизируется прошлое, требующее только охранения, для которого свобода – опасна. Она не нужна, если будущее отождествляется с “концом”. Свобода нужна для делания, она всегда в настоящем и о настоящем: как поступить сейчас, какую дорогу выбрать на перекрёстке. Но если душа и сердце томятся о прошлом или о “конце”, то свобода решительно не нужна” (стр. 360, 480). Блестяще сказано! Но отсюда ясно, что так можно и проверить себя. Нечувствителен к свободе? но в порядке ли тогда твоё христианское делание?


* * *


Вот, пожалуй, главные слова книги. “Начало ложной религии – неумение радоваться, вернее – отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться. И только по отношению к ней – правильны, подлинны, плодотворны и страх Божий, и раскаяние, и смирение. Вне этой радости – они легко становятся “демоническими”, извращением на глубине самого религиозного опыта. Религия страха. Религия псевдосмирения. Религия вины: всё это соблазны, всё это “прелесть”. Но до чего же она сильна не только в мире, но и внутри Церкви… И почему-то у “религиозных” людей радость всегда под подозрением. Первое, главное, источник всего: “Да возрадуется душа моя о Господе…”. Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает. Чувство вины, морализм не “освобождают” от мира и его соблазнов. Радость – основа свободы, в которой мы призваны “стоять” (стр. 298 – 299). И дальше о. Александр с болью спрашивает: “Где, как, когда извратилась, замутилась эта “тональность” христианства, или, лучше сказать, где, как и почему стали христиане “глохнуть” к ней? Как, когда и почему вместо того, чтобы отпускать измученных на свободу, Церковь стала садистически их запугивать и стращать?” (там же). Я не могу ответить на этот вопрос. Но мне кажется, что тут дело именно в свободе. Свобода о Христе – это то новое, что составляет одну из основ Нового Завета; но наша современная (а, может быть, и шире – и историческая) церковная жизнь не знает её. Свобода предполагает, что тебя уважают, и требует ответственности; ни то, не другое не культивируется у нас ни в обществе, ни в церковной среде. Корень здесь – отсутствие честности перед собою и христианского (да и просто элементарного человеческого) к себе уважения. Пока мы не осознаем этого, не начнём воспитывать эти вещи в себе, воспитывать пастырски, целенаправленно – не видать нам ни свободы, ни радости. А, следовательно, и христианства.

Напечатано в журнале “Альфа и Омега” N 2 за 2006 год. Публикуется с разрешения автора.

Цей запис має 14 коментар(-ів)

  1. Владислав Терещенко

    Где, как, когда извратилась, замутилась эта «тональность» христианства, или, лучше сказать, где, как и почему стали христиане «глохнуть» к ней? Как, когда и почему вместо того, чтобы отпускать измученных на свободу, Церковь стала садистически их запугивать и стращать?

    Пользуясь тем, что миссия Христа осталась недовершённой и поэтому основанная Им церковь, вместо всемирного апофеоза, едва теплится в виде нескольких маленьких общин под грузными пластами государственных институтов, и под косными толщами инвольтированных ими психологий, – демонические силы начинают вмешиваться в жизнь самой церкви

  2. Владислав Терещенко

    Выдвигается высокоодарённая и глубоко искренняя в своём порывании к Христу волевая личность, в которой еврейская навязчивость и агрессивная еврейская суровость сочетаются с рассудочно-правовым сознанием римского гражданина. Этот человек был носителем некоей миссии, безусловно светлой, но указанные личные и наследственные черты его извратили понимание этой миссии им самим. Вместо продолжения Христова дела, вместо укрепления и высветления церкви духом любви, и только одним этим духом, тринадцатый апостол развёртывает громадную, широчайшую организационную деятельность, цементируя разрозненные общины строгими уставами, неукоснительным единоначалием и даже страхом, так как опасность быть выброшенным, в случае ослушания, из лона церкви порождала именно духовный страх. То обстоятельство, что апостол Павел никогда не встречал Иисуса Христа при Его жизни и был, следовательно, лишён всего того благодатного, что исходило непосредственно от Иисуса, – это обстоятельство не менее многозначительно, чем и другое: то, что Павел не испытал, как остальные апостолы, схождения Святого Духа. И однако остальные апостолы как бы отодвигаются на второй план, каждый из них сужает свою деятельность до локальных задач, до создавания христианских общин в той или другой стране, а лишённый благодати Павел постепенно оказывается центральной фигурой, возвышающейся надо всеми общинами, все их объединяющей и всем им диктующей то, что ему кажется продолжением Христова дела.

    Даниил Андреев

    Роза Мира

  3. Юлия

    Благодарю Вас, о.Петр, за прекрасную статью.
    Действительно болит сердце за нашу церковь, за то, что она встала с ног …на голову.
    Думаю ,нам, православным христианам, надо искать новые,понятные для современного человека, формы религиозно – просветительской работы. Иначе мы сами утонем в мракобесии и потянем за собой остальных.

  4. София

    Благодарю. Вы спасли меня. Все в точности про меня. Значит в церкви еще возможно спасение.

  5. прот. Сергий Погодин

    Отче! Вы олодец! Вы очень хорошо написали. Для меня стали очень дорогими словами, написаные на последней корочке книги. О радости!
    Спаси Господь!

  6. Юрко

    От "Дневников" Шмемана возникает глубинное непреодолимое чувство экзистенциальной тошноты. Какя там радость?! Шмеман на каждой странице просто от тоски воет. И каким безумцам пришла в голову мысль издавать эти мерзкие записки?

  7. Иоанн

    Книгу не читал, а прочел статью о. Петра. Она написана в духе всех остальных его статей. Со многим не согласен. о.Петр. проецирует свой духовный опыт на всех остальных, забывая, что каждый человек находится на разных этапах духовного развития, и что полезно необходимо и естественно для одних, то вредно и неприемлемо для других. Например о. Петр говорит о радости, но эта радость исходит не от человека, а даруется ему Богом в процесе развития духовной жизни, и искусственно ее из себя выдавить не возможно, это будет суррогат. О.Петр, как я думаю, сам в таком сосотянии (духовном) когда хочется постоянно радоваться, постоянно благодарть Бога за все, и он думает ( это видно из большинства его статей) что и все остальные необходимо должны так поступать, а ведь это определенная ступень духовного развития до которой нужно еще дорасти. Так же думаю что слишком опрометчиво отвергать 2-х тысячелетний опыт Церкви, вводя какие-то радикальные новшества. Для меняЮ, например, исповедь необходима и исповедуюся я гораздо чаще чем причащаюсь, и чувствую от этого пользу. Может священнику и тяжело долго выстаивать на исповеди, но так Христу еще тяжелее было висеть на Кресте, что бы очистить людей от греха.А то что исповеди превращаются в отчеты или вообще во что-то не потребное, так это больше, на мой взгляд, вина священников – надо учить народ, просвещать, что бы исповедь действительно была Таинством, а не тупо ее отменять.

  8. дикакон Александр

    Не разделяю эйфории по поводу писем Александра Шмемана. Да в них много справедливой критики, а нынешнее наше положение стало еще гораздо хуже и тяжелее. Но рецепты, предлагаемые для исправления ситуации, по духу напоминают легкомысленную рекламу лекарств. Послушать ее, там мы все уже должны бы обладать олимпийским здоровьем. Беда в том, что мы сделались неинтересными друг другу. В этом главная причина всех наших бед. Поэтому и с Богом нам скучно и тягостно.

  9. Алексей

    Дневники о.Александра Шмемана – это действительно прорыв. На каждой странице ощущаешь и мудрость и христианское чутьё и огромную жажду правды Божией. Этот текст (полностью согласен со всеми высказавшимися) даёт нам почву не только для размышлений, но и для понимания истинного православия и фальсификации того множества подмен его. которые к сожалению очень сильно распространились в Церкви сегодня.
    Благодарность игумену Петру сугубая. За все его труды

  10. диакон Алексий

    Давно назревало смутное чувство, что не то и не так что-то в любимой церкви. Дневник о. Алесандра, вечная ему память, прорыв в осмыслении того как нужно жить в церкви. По хорошему надо бы всецерковную конференцию собрать по этим вопросам или хотя бы виртуально обсудить все темы затронутые в Дневнике и в статье о. Петра. Если кто-нибудь знает, где можно поучаствовать в такой конференции сообщите. Благодарю Вас о. Пётр, рад обретению единомышленника.

  11. Татьяна

    Благодарю за прекрасную статью. Сказа-
    ны очень важные слова о " Радости о
    Господе" как основе нашей веры.
    (Молитву Отче Наш все-таки не надо
    было "переписывать") А по сути – очень
    верно.
    Только еще вопрос возникает – как
    новоначальным людям воспринимать эту
    информацию? Знаю по себе, как хочется
    вначале иметь строгие правила жизни и
    поведения в Церкви, как хочется, чтобы
    все "как один" их неукоснительно соблю-
    дали. Хочется зацепиться за этот порядок,
    встроиться в эту структуру, чтобы "собрать"
    свою жизнь.
    Еще интересно было бы знать, как
    неверующие и далекие от Церкви люди
    восприняли бы эту статью? Может быть, они
    почувствовали бы себя немного ближе к
    Церкви?
    Всегда с большим вниманием читаю
    Ваши статьи, спасибо! Татьяна.

  12. Алексей

    Статья понравилась. Чтобы пить чистую
    воду, и иметь доступ к ручью, нужно
    разгрести все заросли, которые стоят на
    дороге к нему. Единственное, что
    непонятно, почему авторы так легко дискредитируют
    христианские ценности. Ну например,
    чего только стоит предложение "редакции"
    текста молитвы Господней. Сосредоточивая,
    своё внимание чрезмерном "просительстве"
    в качестве терапевт.меры предлагается
    исключить прошения из молитвы. То есть ради
    заблуждений человеческих дискредитируются
    Божьи заповеди: "Просите, и дано будет вам"
    , "стучите, и отворят вам". В этом же наша
    вера.

  13. Елена

    Спасибо за статью! Мое восприятие книги так похоже на Ваше!. Для меня дневники о. Александра – подарок Божий! Ощущение, что у меня появился друг и духовный наставник через них!
    Еще раз благодарю! Елена.

Залишити відповідь