Александр Шмеман. Дневники. 1973 – 1983

М., “Русский путь”, 2005 г.

В издательстве “Русский путь” вышла давно и с нетерпением ожидавшаяся книга одного из самых известных православных богословов и церковных деятелей ХХ века  протопресвитера Александра Шмемана “Дневники. 1973 – 1983“. Написанные по-русски восемь тетрадей с записями о. Александра были  найдены после его смерти в рабочем кабинете в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке и изданы вначале на английском языке. Теперь пришел черед познакомиться с ними и русскоязычному читателю. Написанное впечатляет многим: объемом (более 700 страниц), широтой охвата жизни (духовная  жизнь, политика, литература, искусство, природа, люди…), замечательным  литературным языком и т.д. Но главное – мы, наконец, видим о. Александра “глаза в глаза”.

Это не значит, что перед нами предстает “частный человек”. Вдохновенный, яркий, глубокий и потому всегда казавшийся немного “неотмирным” Шмеман остается богословом и в своих сугубо личных, не предназначенных для чьего бы то ни было взгляда, записях. Однако поражает не это, а именно личная его заинтересованность в осмыслении и разрешении самых острых и больных церковных проблем и открытость в суждениях о них. Описание круговорота дел в семинарии, превратившейся под его руководством в одну из крупнейших православных богословских школ, и – горькие слова о том, что всякая семинария в каком-то смысле развращает молодого человека, потому что отрывает его от жизни, учит “вождизму”. Радость о Боге, о Церкви,  ощущение им полноты, силы и глубины Православия, стремление свидетельствовать о нем  в инославном мире, и – постоянно мучившее его ощущение, что во всех странах современная православная церковь, как страус, прячет свою голову под крыло, чтобы не видеть реальности. Мало того.  “Впечатление такое, – пишет он, – что, когда их выгнали из “истории”, христиане начали с противоположного тротуара потрясать кулаками, заодно ссорясь между собою. И показывать друг другу фотографии: кто – Св. Софии, кто – Василия Блаженного, кто – афонских монастырей. А также репродукции православных икон…”.

Ему душно от “религиозности”, которую слишком многие христиане, в т.ч. православные, исповедуют вместо веры во Христа-Богочеловека. Он выводит страшную формулу: не атеизм, а “… неочищенная, непросветленная религиозность и есть средоточие демонического в мире”. Он ясно видит, что и в церкви, и в культуре начинается торжество “Ферапонтов” Достоевского или, как еще называет их о. Александр – “нео-нео-славянофилов”, у которых “только одни враг, – человек, свободный “во Христе”, т.е. единственно подлинно свободный”.

Итак, перед нами во многом “новый” Шмеман. Может быть, некоторые его почитатели  или сторонники его литургических разработок будут разочарованы и даже возмущены. Что делать. Он не боится делать достаточно резкие критические замечания по отношению к самым разным людям, например, к восторженно встреченным на Западе  диссидентам, даже “почитаемым столпами”: Солженицыну, еп. Василию (Родзянко), архиеп. Иоанну (Шаховскому) и др. Но и их, и самых “маленьких”, несчастных и грешных людей он всегда видит не холодным взором аналитика, а любящим оком пастыря. Собственно, свои дневники он и пишет потому, что иначе “груда дел, суматоха явлений”,  даже самых церковных и необходимых, закрывает слышание и видение людей, стихов, музыки, золота падающих листьев, – именно в этом он находит подлинное бытие, подлинное ощущение Бога и Церкви.

Источник: СФИ

Залишити відповідь