О кризисе литургического благочестия

Сестра Васса Ларина (Vassa Larin), без сомнения, – лучший сегодня из нового поколения литургический богослов, популяризатор и критик. Из старшего поколения – это, разумеется, непревзойденный Тафт. А сестра Васса – его достойная ученица.

20150321-IMG_0777

Почитайте статью о кризисе литургического благочестия (пересказ выступления позавчера в Москве): http://www.pravmir.ru/izmeneniya-v-tserkvi-popyitka-ne-ispugatsya/

В статье много прописных истин, очень хорошо артикулированных.

Для кого написана анафора (центральная молитва литургии)? Почему мы в 99% храмов до сих пор не читаем ее вслух, громко? “Если мы считаем, что для Бога – это богохульство, Богу не нужно напоминание об истории нашего спасения. Эти тексты написаны для созидания Церкви, для нас.”

“Символ (или образ, или икона) и слово должны идти рука об руку в богослужении. Символическое действие должно сопровождаться словом, которое объясняет действие. Но к сожалению, мы часто видим только действие, но не слышим слово.”

“Важно знание, что Церковь существует на этой земле во времени, а бытие Церкви во времени означает изменение.”

“В христианском богослужении происходит живое общение через осмысленное слово. И если мы не входим в живое общение с Богом, чтобы возрастать в Духе Святом, чтобы соделаться сосудами Духа Святого, то мы превращаем наше богослужение в язычество. Мы просто совершаем формальности, чтобы получить защиту.
И Крещение – это не просто очистительное омовение, принятие ванны. Крещение – это смерть и новое рождение во Христе. А враг нашего спасения хочет превратить нашу веру в магию, минимизировать нашу веру.”

Примеры разрыва, не-участия в богослужении:

– Поиск суррогатов, замена богослужебного действия чем-то другим, более понятным, доступным (например, исповедью или молебном).

– Безразличие к слову (как богослужебному, так и Божию) из-за его непонятности.

На эту тему я тоже писал не так давно.

Цей запис має 4 коментар(-ів)

  1. Интересно,а есть ли статьи или выступления о кризисе исповеди ? На счет литургии верно,есть много “перлов”,особенно в сельских храмах,где совершается как бы негласный уговор паствы и священника : абы поскорее.После лаврской службы,понимаешь ,посетив другие храмы,что вот оно – время отступления…

  2. Интересно,а есть ли статьи или выступления о кризисе исповеди ? На счет литургии верно,есть много “перлов”,особенно в сельских храмах,где совершается как бы негласный уговор паствы и священника : абы поскорее.После лаврской службы,понимаешь ,посетив другие храмы,что вот оно – время отступления…

Залишити відповідь