О календаре и Синаксаре

А теперь скажу несколько слов о том, что мне не понравилось в новом Синаксаре издания “Дух и литера” при всех его многочисленных достоинствах и действительной уникальности и значимости издания. Не понравилось то, что даты памяти святых и праздников приведены в перерасчете на новый стиль. Таким образом, на мой взгляд, закрепляется неверное представление о том, что старый стиль – нечто нерушимое для православных христиан в Украине.

Поясню.

В новом Синаксаре под 7 января указано Рождество Христово. На самом деле Рождество Христово отмечается Церковью 25 декабря (с конца 4-го века на Западе и с 5-го века на Востоке). Разница – не в дате празднования, а в “системе координат”, то есть в календаре. Большинство христиан в мире, в том числе большинство Поместных Православных Церквей отмечают Рождество Христово 25 декабря по новому стилю (григорианскому или новоюлианскому календарю) – то есть через пять дней. Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская Церкви, а также некоторые части и приходы других Поместных Церквей придерживаются юлианского календаря (старого стиля), и 25 декабря по этому старому календарю в настоящее время приходится на 7 января нового стиля.

Заметьте: все Поместные Православные Церкви, а также и Католическая, празднуют Рождество Спасителя мира 25 декабря, только совершают это в разных “системах отсчета”. На 7 января приходится 25 декабря по юлианскому календарю, поэтому в этот день мы и отмечаем Рождество.

В 2100 году разница между юлианским и новоюлианским/григорианским календарями увеличится на 1 день и составит 14 дней вместо сегодняшних 13. Начиная с 2100 года 25 декабря юлианского календаря будет приходиться на 8 января нового стиля.

В начале ХХ века многие Поместные Православные Церкви приняли календарную реформу, была попытка ввести новый стиль и в Российской Церкви со стороны св. патриарха Тихона, но из-за общественно-политической обстановки в стране реформа не прижилась. Однако в Украине и сегодня есть некоторые приходы на Буковине (в епархии, которую многие годы возглавлял нынешний предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий), которые придерживаются нового стиля. Однажды календарная реформа может произойти и в УПЦ (с моей точки зрения, она желательна, потому что поможет избежать раздвоенности жизни на “мирскую” и “сакральную”, в то время как любой календарь – это в определенной степени условная система отсчета, и ничего священного в том или ином календаре нет).

Книги издаются на века. Жизнь книги – по меньшей мере несколько поколений людей. Издатели должны рассчитывать, что их фундаментальный труд переживет более чем 90 лет, оставшихся до 2100 года. А тогда возникнет проблема. Почему Рождество записано под 7 января? Либо Церковь перейдет на новый стиль, и тогда Рожество будет просто 25 декабря без вариантов (что предпочтительнее), либо так и не перейдет, и тогда 25 декабря будет приходиться на 8 января. Конечно, не исключено, что в связи с этим возникнет какая-то новая секточка, которая будет настаивать, что истинно-православное Рождество – это непременно 7 января, но это будет уже совсем иная история…

Залишити відповідь