Чаще всего молитва, обращенная к Богу – это просьба. Но для чего просить у Бога в молитве что-то для себя или для ближних, если Бог и так знает, что нужно для человека? Разве не об этом говорит Иисус Христос, наставляя в Нагорной проповеди, что мы не должны быть в молитве многословны: “А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него” (Мф. 6:7-8).
Да, Бог знает все, что нам нужно. Но, с другой стороны, далее в той же Нагорной проповеди Спаситель в молитве “Отче наш…” учит просить о хлебе насущном…
В еврейских мидрашах (ранних толкованиях на тексты Библии) касательно жизни Адама в саду Эдемском говорится, что молитва – одна из важнейших составляющих работы человека в саду.
Молитва важна. Но ее смысл – не в том, чтобы сообщить Богу о нашей нужде или проблеме. Бог и так знает все, и знает обо всем, что нам нужно. И часто знает это даже лучше, чем мы сами.
Смысл молитвы, объясняет мидраш, в том, чтобы человек мог продвинуться в своем познании мира, чтобы в процессе молитвы Адам осознал свою связь с Богом. Иными словами, главный смысл молитвы можно видеть в самой молитве как общении с Богом.
Если у нас кто-то что-то просит, и этим наше общение ограничивается, то можем ли мы сказать, что это общение глубоко или полноценно? Да, просьбу можно назвать общением, но мы знаем, что настоящее общение не сводится только к просьбам. Общение мужа и жены, отца и детей, давних друзей может содержать в себе некоторые просьбы, но оно не состоит исключительно из просьб. Так и с молитвой: кроме просьб, в молитве должна присутствовать благодарность и просто разговор с Богом, прославление, славословие…
Все это можно заметить в церковном богослужении, особенно в литургии. Это же хорошо можно заметить в Псалмах, где выражается вся гамма человеческих чувств. Кто привык читать Псалтирь (особенно на понятном языке), тот знает, что Богу можно открывать все свои эмоции.
Молитва не помогает.
Не устаю удивляться тому, что, когда упорно думаешь над каким-либо вопросом, ответ обязательно приходит, и всегда “совершенно случайно”. Спасибо, отец Андрей!
…и я вот мучилась этим вопросом… А какой простой и хороший ответ на него!
Хм… значит не спроста я отложил молитвослов (на понятном языке) и заменил его на Псалтирь (на понятном языке), значит в этом что-то есть…
Как просто и понятно! Спасибо, о. Андрей!